Ужанков Александр Николаевич – российский литературовед и культуролог, теоретик и историк литературы и культуры Древней Руси, автор и ведущий цикла лекций на телеканале «Культура»
В конце февраля Таллин принимал доктора филологических наук, кандидата культурологии, профессора Александра Николаевича Ужанкова. В медиаклубе «Импрессум» с известным теоретиком и историком русской литературы и культуры Древней Руси при полном аншлаге прошла публичная встреча на тему «Язык, литература и культура как основа русской цивилизации».
Александр Николаевич рассказывал о неразрывной связи творчества выдающихся мастеров русской словесности с православием и духовностью, поделился очень интересными и весьма нестандартными взглядами на хрестоматийные произведения русской литературы.
По мнению профессора Ужанкова, мировоззрение русского человека формируют четыре фактора: православная вера, отечественная история, русская литература и русский язык. «Именно язык является основой национальной самоидентификации: на каком языке ты думаешь, той культуре и принадлежишь. И не важно, какая кровь в тебе течет»,- считает Александр Николаевич.
Кто такие русские с научной точки зрения? В ХХ веке полагали, что русские – это национальность. А до ХХ века? Если мы посмотрим на Киевскую Русь, то встретим там только одну синонимическую пару: русский = православный. Это синонимы. «Таким образом, «русский» – это понятие конфессиональное, а не национальное», – утверждает А.Н. Ужанков.
«Первыми русскими «писателями» были святые. Говоря о русском культурном фонде, следует заметить, что русский литературный язык, язык Древней Руси – это церковно-славянский язык, это язык Священного Писания и литургии. Молитва – это беседа человека с Богом. А книга – это беседа Бога с человеком, потому что книги писались по благословению и по благодати», – отмечает известный ученый. Ужанков обращает внимание на разницу в построении сюжетной, смысловой линии в западной и русской литературе: «Любой французский роман XIX века, любой американский фильм заканчивается счастливым концом, который сводится к браку по любви и богатству. У больших русских писателей XIX века, будь то Пушкин или Толстой, в этом месте сюжет только начинается».
«Вера для русского человека – воздух, без которого он жить не может»,- убежден Александр Николаевич.
Отвечая на вопрос, какой писатель конца XX века по праву мог бы быть удостоен Нобелевской премии, Александр Николаевич, не задумываясь, назвал имя Валентина Распутина.
К гостю клуба «Импрессум» – ученому мирового масштаба, у присутствующих прозвучало множество вопросов, которые вышли за рамки темы встречи.
Вопрос о том, как повлиял раскол, произошедший в 40-х годах XVII века в русской Церкви на церковную жизнь, культуру и дальнейшее развитие Руси, как след этих далеких событий прослеживается в современной, сегодняшней России был очень подробно освящен Александром Николаевичем. История зарождения раскола связана с именами двух ярких фигур – патриарха Никона и протопопа Аввакума. Их судьбы тесно связаны с самого начала: оба родились в Нижегородской губернии, оба прошли через Макарьевский монастырь…
Отвечая на вопрос, Александр Ужанков привел в пример известное выражение, существовавшее на Руси, «ум за разум зашел». «Ум и разум – это две совершенно разные вещи. Где находится ум? В голове? Нет. Ум – часть души, это и у богословов византийских, и в предисловиях замечательной повести о Петре и Февронии… Душа состоит из трех частей: ума, который соответствует Богу-отцу, логоса (слова), соответствующего Иисусу Христу, духа, который соответствует Святому Духу. Где находится душа? По средневековым представлениям – в сердце. Значит, ум где находится? В сердце. Это очень духовное. А разум? А разум в голове. Человек рождается умным, потом становится разумным. То есть разум – это наш интеллект», – пояснил доктор филологических наук. Произошла рационализация сознания, появилось много явлений, в том числе произошел и церковный раскол. Форма и содержание. Что главное? Многие годы собиравший греческие и византийские тексты и серьезно участвовавший в обсуждениях «Кружка ревнителей благочестия» (в который входил также и протопоп Аввакум), Никон считал важным привести русские православные обряды и книги в соответствие с греческими.
Старообрядческое религиозное течение, возникшее вследствие раскола Русской православной церкви в XVIII веке, стремилось к сохранению церковных правил старой веры. Строительство под Москвой Ново-Иерусалимского монастыря и провозглашение Никоном самого себя новоиерусалимским игуменом вызвало еще более ожесточенное противостояние. По замыслу Никона, Ново-Иерусалимский монастырь в будущем должен был стать центром православного мира.
Александр Николаевич рассказал об истории Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, тесно связанной с памятью его основателя святейшего патриарха Никона, о сегодняшнем дне обители и о завершившихся недавно реставрационно-восстановительных работах в Новом Иерусалиме, которые позволяют увидеть монастырь именно таким, каким его замыслил основатель. Обитель эта была любимейшей из трех основанных святейшим патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток. Великое дело, начатое патриархом Никоном в 1656 году, завершилось полностью в наши дни.
Отвечая на вопросы, профессор Ужанков отметил, что в литературе, истории его в первую очередь интересуют смыслы, а не только факты. «Нужно идти своим путем. У каждого народа свой путь», – говоря об историческом выборе, подчеркнул ученый.
Рассказал и о том, как сам пришел к вере. О той глубокой, подлинной вере, которую сохраняли в его семье, несмотря ни на какие политические режимы и обстоятельства жизни. О том, как в 7 лет, заболев, находился в крайне тяжелом состоянии в больнице. Температура поднималась выше 40 градусов и ее больше месяца не могли сбить. И тогда бабушка сказала маме: «Забирай его и вези к Феодосию Черниговскому». Под подписку он был забран мамой на один день из больницы и отвезен в Свято-Троицкий Чернигов монастырь к иконе святителя Феодосия Черниговского. По возвращении он первый раз за полтора месяца заснул крепким, спокойным сном. Когда мальчик проснулся главврач, измерив температуру и увидев, что она 36,6, спросил: «Вы где были, у Феодосия?» Мама ответила утвердительно. «Можно домой выписывать», – сказал врач. «Это событие произошло за сутки до того, как монастырь был закрыт. Последнее чудо перед закрытием Свято-Троицкого монастыря. Когда стал изучать житие Феодосия Черниговского, оказалось, что он покровитель учащихся и учащих», – поделился воспоминаниями Александр Николаевич.