Африка и Азия

Приходы Русской Зарубежной Церкви были разбросаны и на территориях, где у нее не было епархий – в Африке и Азии. Местные общины либо напрямую подчинялись Синоду, либо относились к Западно-Европейской епархии РПЦЗ. В 1960-е годы в отличие от довоенного времени существования Зарубежной Церкви в Африке, приходская жизнь угасала, русские эмигранты покидали регионы, становившиеся небезопасными.

После получения африканскими странами независимости в некоторых из них начался геноцид белого населения. Так было, например, в Конго. Русские эмигранты вспоминали о страшных зверствах в отношении колонистов, вплоть до расчленений заживо и людоедства. Европейцы, в том числе и русские поселенцы, бежали из страны, и оба православных прихода, находившиеся здесь, опустели. Примерно такие же зверства развернулись по всей Средней Африке. Даже в странах, избежавших террора, экономическая и криминальная обстановка заметно ухудшилась, что постепенно приводило к отъезду русских и исчезновению приходов. Так, в столице когда-то процветающей Родезии Солсбери (ныне Хараре) к концу 1960-х годов находилось только 4 православных семьи, в столице Мозамбика в городе Лоренсу-Маркиси (ныне Мапуту) осталось всего 11 прихожан.

Непросто было выходцам из Европы и в Южно-Африканской республике. Хотя экономика здесь была развита, процент белого населения высок, социальное напряжение было заметно. «Вместе все здесь как-бы спокойно, – рассказывал местный клирик, – но озлобление черных растет, и пропаганда очень сильна. Все живут под страхом, не зная когда может вспыхнуть то же, что и в Конго. Когда прорвется эта плотина ненависти и зла и зальет кровью новых жертв? Не знаем ни дня, ни часа. Поэтому многие стараются покинуть страну». Русская православная  община сократилась. Например, в Кейптауне было всего 28 русских, в Дурбане – 10. Еще хуже было то, что движение коренного населения в сторону православия правительством не приветствовалось, а расовые законы запрещали чернокожим молиться в храмах с белыми.

Храм Святого Александра Невского в Бизерте (Тунис)

Несколько лучше обстояло дело в Северной Африке, хотя после предоставления независимости Тунису, Алжиру и Марокко русские стали уезжать из этого региона. Так, в храме святого Александра Невского в Бизерте (Тунис), где когда-то было около 100 прихожан, к концу 1960-х годов их осталось только 6. Троицкий приход в Алжире, насчитовавший при французской власти до 150 человек, сократился до 12 прихожан. Богослужения в нем иногда совершались священниками из Парижа и Марокко. Примерно такой же была община и в Каире. В тунисе также не было своего священника, малочисленную русскую колонию РПЦЗ окормлял греческий священник. Относительно большой приход существовал лишь в Касабланке (Марокко).

Такая же обстановка была и в Азии, где Зарубежная Церковь была представлена небольшими приходами в Иране и Ливане. Исключением была миссия в Святой Земле, где находилось немало святынь, посещаемых паломниками. В послевоенные годы Советский Союз оказывал поддержку Израилю и за это часть имущества (Троицкий собор в Иерусалиме, Горненский монастырь, храмы и недвижимость в Яффе, Кармиле, Магдале и др.) была отобрана Израилем у РПЦЗ и передана Советскому Союзу. Однако недвижимость, находившаяся на арабских территориях, Зарубежная Церковь сохранила за собой.

После «шестидневной войны» в 1967 году. Израиль занял арабские территории, в том числе и Восточный Иерусалим. Ожесточенные бои велись возле Елеонской горы, где стояла иорданская артиллерия. Вследствие этого район обстреливался израильтянами в течение 7 часов. Были частично разрушены дом архимандрита, крыло игуменского дома, повреждены другие здания и колокольня. Монастырский храм не пострадал, остались в живых и находившиеся в монастыре, за исключением привратницы монахини Евлампии, убитой осколком снаряда.

Русская Зарубежная Церковь, а также взятая ею под свое покровительство палестинское общество, видели свой долг в сохранении Святых мест и недвижимости, собранных Российской Церковью и частными лицами. Советское правительство разбазарило все это имущество. Так, земельный участок в Назарете был подарен местной коммунистической партии, а часть имущества была продана Израилю, плата же была взята апельсинами и товарами легкой промышленности. Инициатива о продаже церковных участков (в том числе в Иерусалиме и Хайфе) исходила не только от советских дипломатов, но также от Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.

Даже в 1970-е годы РПЦЗ приходилось защищать имущество от советских посягательств. Вместе с тем предпринимались попытки признать незаконным изъятие у РПЦЗ недвижимости в пользу СССР в 1948 году. Израильский суд встал на сторону Зарубежной Церкви и признал сделку незаконной. Хотя храмы и здания возвращены не были, но Зарубежная Церковь получила от Израиля денежную компенсацию.

Храм Марии Магдалины на Елеонской горе

В конце 1960-х годов в духовной миссии в Святой Земле у РПЦЗ было 16 священнослужителей и монахов. Был женский монастырь Вознесения Господня на горе Елеон, где находилось более 100 сестер. Монастырю принадлежали Гефсиманский сад и храм святой Марии Магдалины с мощами преподобномучениц великой княгини Елисоветы и инокини Варвары. В Вифанской Воскресенской общине находилось 40 сестер. При общине  действовала большая школа для девочек.

Также РПЦЗ принадлежали участки в Хевроне с Мамврийским дубом, скит преподобного Харитона, недвижимость в Иерихоне, Хирбет-Нассаре, Бет-Захаре, Дженинский сад, Пророческие пещеры, Александровское подворье в Иерусалиме («Русские раскопки») с Александро-Невским храмом и порогом Судных врат.

До 1968 года Русскую духовную миссию РПЦЗ возглавлял архимандрит Димитрий (Биакай). В мае 1968 г. во главе миссии был поставлен архимандрит Антоний (Граббе), которому пришлось вынести все тяготы судебных имущественных разбирательств.

Продолжение  следует

от Епископ Анастасий (Суржик)

Епископ Анастасий (в миру Анатолий Николаевич Суржик; 2 декабря 1946, Владивосток) — епископ РПЦЗ с титулом «епископ Владивостокский и Дальневосточный». До 1993 года был священником Московского патриархата. В 1976 году рукоположён в сан диакона и священника. Окончил Дальневосточный Государственный университет, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1997 году принял монашеский постриг с именем Анастасий. 29 июня 2003 года в парижском Храме Всех Святых, в Земли Российской Просиявших, перед службой было произведено наречение иеромонаха Анастасия во епископа Владивостокского и Дальневосточного. В 2016 г. Дальневосточная епархия перешла в юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ под председательством первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Агафангела (Пашковского). Территория Дальневосточной епархии  была установлена в границах Дальневосточного федерального округа РФ, Китая, Корейского полуострова и Японии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети