Африка и Азия
Приходы Русской Зарубежной Церкви были разбросаны и на территориях, где у нее не было епархий – в Африке и Азии. Местные общины либо напрямую подчинялись Синоду, либо относились к Западно-Европейской епархии РПЦЗ. В 1960-е годы в отличие от довоенного времени существования Зарубежной Церкви в Африке, приходская жизнь угасала, русские эмигранты покидали регионы, становившиеся небезопасными.
После получения африканскими странами независимости в некоторых из них начался геноцид белого населения. Так было, например, в Конго. Русские эмигранты вспоминали о страшных зверствах в отношении колонистов, вплоть до расчленений заживо и людоедства. Европейцы, в том числе и русские поселенцы, бежали из страны, и оба православных прихода, находившиеся здесь, опустели. Примерно такие же зверства развернулись по всей Средней Африке. Даже в странах, избежавших террора, экономическая и криминальная обстановка заметно ухудшилась, что постепенно приводило к отъезду русских и исчезновению приходов. Так, в столице когда-то процветающей Родезии Солсбери (ныне Хараре) к концу 1960-х годов находилось только 4 православных семьи, в столице Мозамбика в городе Лоренсу-Маркиси (ныне Мапуту) осталось всего 11 прихожан.
Непросто было выходцам из Европы и в Южно-Африканской республике. Хотя экономика здесь была развита, процент белого населения высок, социальное напряжение было заметно. «Вместе все здесь как-бы спокойно, – рассказывал местный клирик, – но озлобление черных растет, и пропаганда очень сильна. Все живут под страхом, не зная когда может вспыхнуть то же, что и в Конго. Когда прорвется эта плотина ненависти и зла и зальет кровью новых жертв? Не знаем ни дня, ни часа. Поэтому многие стараются покинуть страну». Русская православная община сократилась. Например, в Кейптауне было всего 28 русских, в Дурбане – 10. Еще хуже было то, что движение коренного населения в сторону православия правительством не приветствовалось, а расовые законы запрещали чернокожим молиться в храмах с белыми.
Несколько лучше обстояло дело в Северной Африке, хотя после предоставления независимости Тунису, Алжиру и Марокко русские стали уезжать из этого региона. Так, в храме святого Александра Невского в Бизерте (Тунис), где когда-то было около 100 прихожан, к концу 1960-х годов их осталось только 6. Троицкий приход в Алжире, насчитовавший при французской власти до 150 человек, сократился до 12 прихожан. Богослужения в нем иногда совершались священниками из Парижа и Марокко. Примерно такой же была община и в Каире. В тунисе также не было своего священника, малочисленную русскую колонию РПЦЗ окормлял греческий священник. Относительно большой приход существовал лишь в Касабланке (Марокко).
Такая же обстановка была и в Азии, где Зарубежная Церковь была представлена небольшими приходами в Иране и Ливане. Исключением была миссия в Святой Земле, где находилось немало святынь, посещаемых паломниками. В послевоенные годы Советский Союз оказывал поддержку Израилю и за это часть имущества (Троицкий собор в Иерусалиме, Горненский монастырь, храмы и недвижимость в Яффе, Кармиле, Магдале и др.) была отобрана Израилем у РПЦЗ и передана Советскому Союзу. Однако недвижимость, находившаяся на арабских территориях, Зарубежная Церковь сохранила за собой.
После «шестидневной войны» в 1967 году. Израиль занял арабские территории, в том числе и Восточный Иерусалим. Ожесточенные бои велись возле Елеонской горы, где стояла иорданская артиллерия. Вследствие этого район обстреливался израильтянами в течение 7 часов. Были частично разрушены дом архимандрита, крыло игуменского дома, повреждены другие здания и колокольня. Монастырский храм не пострадал, остались в живых и находившиеся в монастыре, за исключением привратницы монахини Евлампии, убитой осколком снаряда.
Русская Зарубежная Церковь, а также взятая ею под свое покровительство палестинское общество, видели свой долг в сохранении Святых мест и недвижимости, собранных Российской Церковью и частными лицами. Советское правительство разбазарило все это имущество. Так, земельный участок в Назарете был подарен местной коммунистической партии, а часть имущества была продана Израилю, плата же была взята апельсинами и товарами легкой промышленности. Инициатива о продаже церковных участков (в том числе в Иерусалиме и Хайфе) исходила не только от советских дипломатов, но также от Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата.
Даже в 1970-е годы РПЦЗ приходилось защищать имущество от советских посягательств. Вместе с тем предпринимались попытки признать незаконным изъятие у РПЦЗ недвижимости в пользу СССР в 1948 году. Израильский суд встал на сторону Зарубежной Церкви и признал сделку незаконной. Хотя храмы и здания возвращены не были, но Зарубежная Церковь получила от Израиля денежную компенсацию.
В конце 1960-х годов в духовной миссии в Святой Земле у РПЦЗ было 16 священнослужителей и монахов. Был женский монастырь Вознесения Господня на горе Елеон, где находилось более 100 сестер. Монастырю принадлежали Гефсиманский сад и храм святой Марии Магдалины с мощами преподобномучениц великой княгини Елисоветы и инокини Варвары. В Вифанской Воскресенской общине находилось 40 сестер. При общине действовала большая школа для девочек.
Также РПЦЗ принадлежали участки в Хевроне с Мамврийским дубом, скит преподобного Харитона, недвижимость в Иерихоне, Хирбет-Нассаре, Бет-Захаре, Дженинский сад, Пророческие пещеры, Александровское подворье в Иерусалиме («Русские раскопки») с Александро-Невским храмом и порогом Судных врат.
До 1968 года Русскую духовную миссию РПЦЗ возглавлял архимандрит Димитрий (Биакай). В мае 1968 г. во главе миссии был поставлен архимандрит Антоний (Граббе), которому пришлось вынести все тяготы судебных имущественных разбирательств.
Продолжение следует