Митрополит Петр (Полянский)
Большинство собравшихся архиереев воспринимало это распоряжение как «завещание», и в этой неточности понимания соборного происхождения власти «чрезвычайных» местоблюстителей скрывалась опасность будущих ошибок, допущенных при передаче высшей церковной власти.
Присутствовавшие при оглашении этого документа архипастыри по ознакомлении с завещанием святейшего патриарха сделали следующее заключение: «Убедившись в подлинности документа и учитывая то обстоятельство, что почивший Патриарх при данных условиях не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти и что ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел, не находящиеся теперь в Москве, не могут принять на себя возложенных на них вышеприведенным документом обязанностей, Мы, Архипастыри, признаем, что Высокопреосвященный Митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя».
За рубежом некоторое время высказывались сомнения относительно подлинности завещательного распоряжения, которое таки не было выслано за границу и о котором зарубежные иерархи узнали из газет.
15 апреля 1925 года в газете «Известия» было опубликовано так называемое предсмертное завещание патриарха Тихона, датированное 7 апреля 1925 г. Данный документ, опубликованный в том числе и за рубежом, помимо призывов к поминовению большевистской власти и молитв за нее, содержал выпады против русских архиереев-беженцев за их политическую деятельность. Им предлагалось вернуться в Россию, что означало бы для них тюремное заключение и гибель.
В примечании к этому документу было написано, что его принесли в редакцию митрополиты Петр Крутицкий и Тихон Уральский. Это явилось еще одной причиной недоверия к митрополиту Петру и вызвало смущение в рядах мирян. 1 мая 1925 г. митрополит Антоний обратился с посланием к зарубежной пастве с опровержением этого подложного документа, выдаваемого большевиками за завещание патриарха Тихона. Он писал: «Не смущайтесь, возлюбленные, новым подложным посланием, писанным от имени блаженно почившего Патриарха Тихона. Если диавол искажал слова Господа Бога, прельщая Еву, то мудрено ли, что слуги диавола искажают мысли и учение преемника Апостольской власти».
Члены Зарубежного Синода оказались в затруднительном положении. С одной стороны, они понимали, что завещательное распоряжение подлинно. С другой – доверия к митрополиту Петру в эмиграции не было. 16 сентября 1925 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял следующую резолюцию: «Принимая во внимание, что акт православных епископов в России о признании митрополита Крутицкого Петра Местоблюстителем стал известен лишь из газет, а официальных сведений о его издании до сего времени не получено, Архиерейский Синод РПЦЗ определяет: вопрос о признании митрополита Крутицкого Петра Местоблюстителем Святейшего Всероссийского Патриаршего Престола как касающийся всей Российской Церкви в России и за границей предоставить на решение Священного Собора архиереев РПЦЗ, имеющего быть созванным в ближайшем времени».
Искренне ревнуя о Церкви в России, зарубежные архиереи находились в неведении относительно того, как поведет себя митрополит Петр в отношении большевистской власти и обновленчества, которое в то время угрожало не только Русской Церкви, но и православию в целом. Зарубежные архиереи хотели дождаться начала обновленческого собора, чтобы окончательно убедиться в православной позиции местоблюстителя.
В октябре 1925 года митрополит Антоний писал: «Теперь же стало известным, что лжесобор окончился, а митрополит Петр мужественно отверг все его приглашения. Посему я лично полагал бы, что наш Синод мог бы его признать Местоблюстителем в ближайшем ноябрьском заседании». 12 ноября 1925 года состоялось заседание Архиерейского Синода, на котором было принято решение о признании митрополита Петра местоблюстителем. Синод также распорядился огласить во всех православных церквях за границей распоряжение патриарха Тихона и известительное послание митрополита Петра о вступлении его в должность, а также его послание против обновленческого лжесобора. При этом подчеркивалось, что призыв митрополита повиновению существующей в Советском Союзе власти не может относиться к чадам РПЦЗ.
Имя митрополита Петра предписывалось возносить за богослужением после имени глав автокефальных церквей и перед именем местного епископа.
Российская Церковь после смерти патриарха Тихона
Восприняв должность местоблюстителя, митрополит Петр принял на себя и все проблемы, стоявшие тогда перед Российской Церковью. Он оказался перед необходимостью выбора церковной позиции. Митрополит не был политиком или дипломатом, поэтому он видел цель своего служения в том, чтобы быть со Христом и народом Божиим. Поэтому он решил не обращаться ни по каким вопросам к представителям ГПУ, ни о чем их не просить и в переговоры с ними не вступать.
Советская власть через представителя ГПУ предложила местоблюстителю условия для легализации: 1) издание декларации, призывающей верующих к лояльности относительно советской власти; 2) устранение неугодных власти архиереев; 3) осуждение заграничных епископов; 4) контакт в деятельности с правительством в лице представителя ГПУ. Митрополит Петр отверг все эти предложения и 10 декабря 1925 г. был арестован.
Основным обвинением, предъявленным ему во время ареста, было то, что он не сместил с Киевской кафедры митрополита Антония (Храповицкого). Согласно протоколу допроса владыка, признавая, что политическая деятельность зарубежных архиереев причиняет вред Церкви, тем не менее отказывался признать за ними нарушения церковно-канонического характера. «За Антонием (Храповицким), – заявил митрополит Петр на допросе, – никаких церковных преступлений нет, а за политические преступления мы не можем его устранить».
Предвидя свой арест, митрополит Петр еще 6 декабря 1925 года составил распоряжение о передаче церковного управления своим заместителям. В нем говорилось: «Временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию (Страгородскому), Митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященнейший Михаил (Ермаков), Экзарх Украины, или Высокопреосвященнейший Иосиф (Петровых), Архиепископ Ростовский, если Митрополит Михаил будет лишен возможности выполнить мое распоряжение. Возношение за богослужением моего имени как Патриаршего Местоблюстителя остается обязательным».
Продолжение следует