Святейший патриарх Тихон
В Cоборе приняли участие 3 митрополита – Антоний (Храповицкий), Платон (Рождественский) и Евлогий (Георгиевский), – 2 архиепископа и 9 епископов. 16 архиереев прислали свои письменные отзывы.
Собравшиеся постановили упразднить автономию Западно-Европейской митрополии, дарованную митрополиту Евлогию Архиерейским Собором в 1923 г. Решение это последовало ввиду того, что митрополит Евлогий не признавал за Архиерейским Синодом канонической власти и не считал его органом высшего церковного управления, а также выступил с решительным протестом против этого решения и демонстративно покинул зал заседания.
Был рассмотрен вопрос о посланиях патриарха Тихона, вызвавших смущения русских эмигрантов. В принятом тогда документе говорилось: «В случае появления в будущем времени каких-либо распоряжений Его Святейшества, касающихся Заграничной Русской Православной Церкви, смущающих совесть иерархов и противоречащих интересам Церкви, вследствие невозможности Святейшему Патриарху иметь правильную информацию о жизни Церкви за границей, или по каким-либо другим причинам, таковые распоряжения передавать на обсуждение и принятие их Архиерейским Синодом с участием в оном по возможности и других правящих архиереев, а в исключительных случаях и Архиерейским Собором. Но в то же время сохранять полное подчинение и преданность Святейшему Патриарху, как законному главе всей Русской Церкви».
Однако уверенность в том, что патриарх не свободен в своих действиях, ставило перед Зарубежной Церковью вопрос о ее самостоятельности. Поэтому вопрос об автокефалии обсуждался на Соборе 1924 г. В протоколе от 20 октября говорится: «Имели суждение по вопросу о необходимости и возможности провозглашения временной независимости Русской Православной Церкви Заграницей в делах церковного управления при признании главенства Святейшего Патриарха Тихона и продолжении возношения его имени, дабы тем снять с него ответственность за заграничную Церковь пред большевиками и лишить их возможности насиловать совесть Святейшего Патриарха по отношению к ней». Однако предложение о самостоятельности было отклонено.
Помимо требований об автокефалии на Соборе были высказаны предложения о предоставлении Зарубежной Церкви прав Всероссийской Церковной власти. Однако на основании бывших суждений постановили: «Означенный вопрос отклонить как невызываемый необходимостью».
В августе 1924 г. великий князь Кирилл Владимирович Романов, возглавлявший Российский Императорский Дом в изгнании, издал манифест о восприятии им титула Императора Всероссийского. Одновременно с этим он обратился к митрополиту Антонию с посланием, в котором просил благословения на взятый им «подвиг великого служения Родине».
Это обращение было рассмотрено Архиерейским Собором 1924 г., и на основании Соборного решения митрополит Антоний направил Кириллу Владимировичу письмо, где говорилось: «Ваше Императорское Высочество. В обращении своем к заграничным русским иерархам Вы просите молитв и благословения Святой Церкви по случаю восприятия Вами титула Императора Всероссийского. Собор русских епископов за границей, с отрадным чувством, отмечая глубокую преданность Вашу к Святой Православной Церкви и горячую любовь в русскому народу, стонущему под игом безбожной советской власти, не может, однако, дать церковной санкции этому акту чрезвычайного, общегосударственного и всенародного значения, требующего благословения всей Русской Церкви в лице высших представителей ее власти Поместного Церковного Собора и Патриарха Всероссийского. Мы не перестанем возносить свои молитвы о здравии и спасении Вашего Императорского Высочества и всего Вашего Августейшего семейства».
Кончина патриарха Тихона
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля (по н.с.) 1925 г. в Москве в больнице Боткина на 61-м году жизни скончался святейший патриарх Тихон.
Его кончина явилась неожиданной и загадочной. В эмиграции широкое распространение получила версия, что патриарх был отравлен в больнице по приказанию советской власти. В сознании русской эмиграции патриарх Тихон явился исповедником и страстотерпцем за Христову Церковь в России.
Во всех русских заграничных церквях были совершены заупокойные службы о почившем Патриархе. Всеми православными патриархами и главами автокефальных Церквей были совершены заупокойные службы. Председателю Архиерейского Синода – митрополиту Антонию были выражены чувства соболезнования по случаю смерти патриарха Тихона главами автокефальных Церквей и отдельных иерархов, представителей разных общин, организаций, учреждений, колоний, представителями инославных церквей.
9 апреля 1925 г. состоялось заседание Архиерейского Синода, на котором зарубежные архиереи постановили: «Впредь до получения из России точных сведений о лице, вступившим в Местоблюстительство Святейшего Всероссийского Престола или об избрании нового Патриарха, установить, согласно ст. 8 Положения о Местоблюстителе Патриаршего Престола, возношение в ектениях и на Великом входе моления о Местоблюстителе Патриаршего Всероссийского Престола без указании имени его, по формуле: «О Высокопреосвященнейшем Местоблюстителе Всероссийского Патриаршего Престола».
Погребение патриарха Тихона состоялось 12 апреля 1925 г. в Донском монастыре. Торжественный чин погребения совершили 5 митрополитов, 63 епископа, до 500 священников при стечении народа до 600 тыс. человек.
После все присутствовавшие архиереи собрались на совещание, на котором было оглашено распоряжение, составленное патриархом Тихоном 7 января 1925 г. для сохранения преемства власти церковной и канонического строя управления Российской Церковью. В нем говорилось: «В случае Нашей кончины Патриаршие права и обязанности до законного выбора нового Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу. Если же сему митрополиту не предоставится возможности осуществить это, то Наши Патриаршие права и обязанности переходят Высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому».
Продолжение следует