Митрополит Платон (Рождественский)
14 декабря 1925 г. митрополит Сергий вступил во временное исполнение обязанностей патриаршего местоблюстителя, послав уведомление управляющему Московской епархией.
22 декабря группа из 10 епископов во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским) собралась в Москве. Они заявили, что поскольку деятельность митрополита Петра контрреволюционна и с арестом его Церковь лишилась управления, то они организовали Высший временный церковный совет (ВВЦС).
7 января 1926 г. в газете «Известия» было опубликовано сообщение об организации ВВЦС. 14 января митрополит Сергий послал архиепископу Григорию письмо, потребовав ответа о произведенном самочинии. Ответ архиепископа Григория о канонических основаниях ВВЦС был неудовлетворительным и митрополит Сергий 29 января уведомил его, что он запрещает его и единомышленных с ним архиереев в священнослужении. В Российской Церкви возник раскол, получивший название григорьевского.
Архиерейский Собор 1926 г.
Постепенно развивался конфликт Архиерейского Синода с митрополитом Евлогием (Георгиевским), управляющим Западно-Европейской епархией. На Архиерейском Соборе в 1923 г. митрополит Евлогий, представляя проект управления Зарубежной Церковью, заявил, что власть в ней должна принадлежать Архиерейскому Собору. В перерывах между соборами управлять Церковью должен Архиерейский Синод во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Для себя митрополит Евлогий просил право подписи по внешним церковным делам, в чем ему было отказано. Результатом стало то, что Западно-Европейский митрополичий округ получил автономию, а властные полномочия перешли к Архиерейскому Синоду, обязательным членом которого становился и митрополит Евлогий.
Однако ситуация была нестабильной. Митрополит Евлогий в своих действиях старался все меньше и меньше оглядываться на Архиерейский Синод и вскоре прекратил поминовение митрополита Антония за богослужением. Это усугубилось тем, что окружение митрополита Евлогия не разделяло многих идей как зарубежных архиереев, так и политических деятелей, близких к митрополиту Антонию. После смерти патриарха Тихона ситуация стала заметно ухудшаться.
В отличие от Архиерейского Синода митрополит Евлогий сразу же признал митрополита Петра Местоблюстителем и начал его поминовение. Не сомневаясь в православии митрополита Петра, митрополит Евлогий в ответ на запрос Архиерейского Синода об отношении его к Местоблюстителю сказал, что речь должна идти не о признании Архиерейским Синодом митрополита Петра, а о признании митрополитом Петром этого Синода.
В 1926 г. обстановка еще более накалилась. Связано это было с превышением митрополитом Евлогием своих полномочий. В своем письме митрополит Антоний перечислял некоторые из его деяний. Например, он участвовал в конфликте между приверженцами старого и нового календарного стиля на Валааме, приняв сторону новостильников, и призвал монахов подчиниться архиепископу Герману (Ааву), незаконно назначенному в Финляндию патриархом Константинопольским. Вмешался в дела Австралийского прихода Зарубежной Церкви, который посчитал относящимся к своей юрисдикции. Игнорировал распоряжения Архиерейского Синода и издавал собственные постановления, противоречащие синодальным.
Все эти коллизии вели к обострению конфликта. Вместе с другими проблемами русской эмиграции в 1926 г., не без участия ОГПУ, возникли разделения внутри Зарубежной Церкви. Так, начальник секретно-политического отдела ОГПУ Я.С. Агранов среди заслуг начальника 6-го («антицерковного») отделения ОГПУ Е.А. Тучкова, указывал, что помимо расколов внутри Церкви в России им «проводилась серьезная работа по расколу заграничной православной русской церкви».
Архиерейский Собор открылся 25 июня 1926 г. На нем присутствовали 11 архиереев – митрополиты Антоний (Храповицкий), Платон (Рождественский), Евлогий (Георгиевский), архиепископ Феофан (Быстров), епископы Сергий (Петров), Гавриил (Чепур), Гермоген (Максимов), Феован (Гаврилов), Дамиан (Говоров), Серафим (Соболев) и Тихон (Лященко).
Соборное признание митрополита Петра местоблюстителем подвело итог спорам, длившимся в Зарубежной Церкви более года. 23 июня было вынесено решение утвердить синодальное постановление о признании митрополита Петра местоблюстителем патриаршего престола.
Собор не внес каких-либо изменений во внутреннее устройство РПЦЗ и подтвердил постановления прежних соборов, а исполнительным органом – Архиерейский Синод во главе с митрополитом Антонием. Собор также, чтобы подчеркнуть свое временное независимое положение, приял постановление о поминовении митрополита Антония за богослужением во всех русских зарубежных храмах.
Инициаторами данного постановления стали архиереи из Китая. Предложение содержалось в докладах архиепископов Иннокентия (Фигуровского) и Мефодия (Герасимова). Сам митрополит Антоний высказался против поминовения. Тем не менее было принято решение: «Установить поминовение Высокопреосвященного Митрополита Антония как Председателя Архиерейского Синода за богослужением во всех русских православных церквах заграницей после имени Местоблюстителя Святейшего Патриаршего Престола».
Архиерейский Собор заявил, что Русская Зарубежная Церковь не является автокефальной и подчиняется Всероссийскому патриаршему престолу.
К 1926 г. сложились очень напряженные отношения между Зарубежным Синодом и главой Северо-Американской митрополии митрополитом Платоном (Рождественским), назначенным на американскую кафедру в 1921 г. После революции прекратились субсидии в Северо-Американскую, и ее финансовое положение ухудшилось. В ноябре 1923 г. в Америку прибыл женатый обновленческий «митрополит» Иоанн (Кедровский), заявивший о себе как о законном представителе Русской Церкви и потребовал передать ему церковное имущество. Через советских агентов среди духовенства и мирян распространялась идея автокефалии Американской Церкви.
2 апреля 1924 г. в Дейтройте открылся Собор, принявший постановление о временной автокефалии Американской митрополии. Митрополит Плато шел в фарватере настроений той части православных американцев, которые видели свой путь в независимости от Русской Церкви. Тогда же митрополит Платон направил телеграмму президенту Соединенных Штатов Калвину Кулиджу о объявлении Американской Церкви самоуправляющейся.
Однако триумф автокефалистов скоро сменился разочарованием, и митрополит Платон оказался в сложной ситуации. Наибольшую опасность для него представлял Иван Кедровский, добивавшийся своих целей в судебном порядке.
Продолжение следует