Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне
Архиерейским Собором было принято новое положение об организации русской церковной власти за границей. Высшим органом управления для всей РПЦЗ становился Собор ее епископов или представителей в священном сане. Он должен был собираться один раз в год. Председателем Собора стал митрополит Антоний на основании постановления №362 от 20.11.1920 г. как старейший по архиерейской хиротонии архиерей. Для работы Собора было признано необходимым наличие двенадцати, в крайнем случае не менее семи епископов.
В межсоборный период управление осуществляет Архиерейский Синод. Он имел право временно (до Собора) замещать епископские кафедры, рассматривать жалобы по бракоразводным делам и суду над клириками, а также осуществлять сношения с государствами и автокефальными церквями.
Был образован автономный Западно-Европейский митрополичий округ под управлением митрополита Евлогия. Подчеркивая свою независимость от Архиерейского Синода, митрополит Евлогий прекратил возношение за богослужениями имя митрополита Антония, считая для себя главной лишь только высшую церковную власть в Москве.
Таким образом была сформирована высшая церковная власть заграницей на основании священных канонов и постановления №362 от 20.11.1920 г. с предоставлением автономии Западно-Европейской Митрополии, но с сохранением единства Русской Зарубежной Церкви и высшей власти в лице Собора Архиереев и его исполнительного органа – Архиерейского Синода.
На середину мая 1923 г. в Москве был назначен суд над патриархом Тихоном. Но 8 мая представитель британского правительства в Москве вручил советскому правительству ультиматум за подписью лорда Керзона с протестом против гонений на церковь в Советском Союзе и с угрозой полного разрыва отношений с советским правительством. В нем говорилось: «Страна, в которой преследуется вера и распинаются служители Церкви, должна быть исключена из круга цивилизованных наций».
Это заявление было поддержано всеми великими державами, и в случае вынесения смертного приговора патриарху Тихону все они готовы были прервать отношения с советским правительством, отозвав своих представителей из Москвы. Протесты были посланы также представителями англиканской церкви, епископальной церкви в США и католической церкви. Такая реакция зарубежных политиков и религиозных деятелей была вызвана во многом деятельностью Зарубежной Церкви, не устававшей сообщать о страшных гонениях, обрушившихся на Русскую Церковь в отечестве.
Большевики вынуждены были освободить патриарха Тихона. Но за это они потребовали от священнослужителя опубликовать «покаянное послание». В послании от 28.06.1923 г. патриарх писал: «Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я Советской власти не враг. Я понял всю неправду и клевету, которой подвергается Советская власть со стороны ее соотечественных и иностранных врагов, и которую они устно и письменно распространяют по всему свету».
За границей весть о появлении такого послания вызвало смущение. Владыка Антоний счел нужным защитить авторитет патриарха и выступил в печати, оправдывая святителя. Он утверждал, что поступок патриарха может принести только пользу, что Церковь в России приобрела теперь относительно легальное положение и может бороться с обновленцами.
Эмиграция отнеслась к компромиссам патриарха Тихона с чутким пониманием, и Зарубежная Церковь продолжала считать его своим главой. 24 августа 1923 г. митрополит Антоний обратился к патриарху Тихону с подробным докладом о деятельности Архиерейского Синода и о положении Русской Зарубежной Церкви. Этот доклад был принят патриархом, что свидетельствовало о каноническом признании зарубежного Архиерейского Синода.
Архиерейский Собор 1924 г.
17 апреля 1924 г. владыка Антоний в сопровождении своего келейника иеромонаха Феодосия отбыл из Белграда в Палестину. По пути митрополит заехал на Афон для того, чтобы там провести пасхальные дни. Однако, прибыв в святое место, владыка не получил от Константинопольского патриарха разрешения на совершение на Афоне пасхальной службы. В это время уже назревал конфликт между Константинопольской патриархией и Русской Зарубежной Церковью. Константинопольская патриархия в то время подготавливала антиканонические реформы, ничем не отличавшиеся от реформ живоцерковников.
Поскольку зарубежные архиереи обличали неканонические действия Константинопольской патриархии, то патриарх Константинопольский Григорий VII обратился к Сербскому патриарху Димитрию с просьбой закрыть Русский Архиерейский Синод в Сремских Карловцах как учреждение самозваное и не имеющее под собой никаких канонических оснований. Сербский патриарх требование патриарха Григория отклонил как неуместное вмешательство в дела Сербской Церкви.
Кроме того, в Костантинополе были привлечены к церковному суду проживавшие там русские архиепископы Антоний (Грибановский) и Александр (Немоловский). Над ними было назначено следствие и запрещено священнослужение. Им были предъявлены требования: прекратить выступления против советской власти, прекратить поминовение патриарха Тихона – и был дан совет признать большевистскую власть.
Владыка Антоний пробыл на Афоне до праздника Святой Троицы. 22 июня 1924 г. он прибыл в Александрию, где посетил патриарха Александрийского Фотия. 23 июня приехал в Иерусалим и разместился в российской духовной миссии. Патриарх Иерусалимский Домиан оказал ему радушный прием.
После того как владыка Антоний урегулировал дела российской духовной миссии на Святой Земле, он направился в Сирию, где посетил своего давнего друга патриарха Антиохийского Григория IV.
15 октября 1924 г. митрополит возвратился в Сремские Карловцы, где на следующий же день На следующий день состоялся IV Зарубежный Архиерейский Собор.
Продолжение следует