Часть 6
2 сентября 1922 г. открыл работу Заграничный Архиерейский Собор под председательством митрополита Антония. Собор отменил принятое накануне определение Высшего Русского Церковного Управления Заграницей (ВРЦУЗ) и постановил: «… Выражая полное подчинение и сыновнее послушание Святейшему Патриарху Тихону на основании бывших суждений постановили: 1) Во исполнение указа Его Святейшества Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России и Священного при нем Синода от 22 апреля (5 мая по н.с.) с.г. за №348, существующее Высшее Русское Церковное Управление упразднить. 2) Для организации новой Высшей Церковной власти созвать Русский Всезаграничный Церковный Собор 21 ноября (ст.с.) 1922 г. 3) Ввиду нарушения деятельности Высшей Всероссийской Церковной власти и в целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти, на основании постановления Святейшего Патриарха Всероссийского и Священного при нем Синода, в соединенном присутствии Высшего Церковного совета от 20 ноября 1920 г. о преподании правил касательно организации Высшей Церковной власти в случае нарушения или прекращения деятельности Св. Патриарха и высших церковных органов, образовать Временный Священный Архиерейский Синод РПЦЗ, с обязательным участием митрополита Евлогия, каковому Синоду и передать все права и полномочия Русского Высшего Церковного Управления Заграницей <…>. 6) Об образовании Временного Архиерейского Синода довести до сведения Святейшего патриарха Тихона и всех глав Автокефальных Церквей, а также Российских Посланников».
На этом заседании Архиерейского Собора был избран состав Временного Архиерейского Синода. В него вошли: председатель митрополит Антоний и члены митрополит Евлогий, архиепископ Феофан и епископы Гавриил и Гермоген.
Однако созвать Всезарубежный Церковный Собор в ноябре 1922 г. не удалось, т.к. Сербский патриарх Димитрий благословил созыв Собора только после 6 января 1923 г. На собравшемся в мае 1923 г. Архиерейском Соборе было решено «отложить созыв Собора с участием клириков и мирян до более благоприятного времени».
С 29 апреля по 9 мая 1923 г. в Москве проходил обновленческий «Поместный Собор», участники которого лишили сана и монашества патриарха Тихона, признали восстановление патриаршества контрреволюционным актом, объявили капитализм смертным грехом, а борьбу с ним – священной для христиан. Признали в лице советской власти мирового вождя в борьбе за братство, равенство и мир народов. Постановили отлучить от Церкви всех членов Карловацкого Собора 1921 г.
Сведения об усилении деятельности обновленцев заставили зарубежных архиереев принимать меры для защиты Российской Церкви. Послания против «Живой церкви» направлялись во все приходы и миссии Русского Зарубежья. В марте 1923 г. Архиерейский Синод обратился к Вселенскому Патриарху с просьбой не направлять своих представителей на запланированный в мае 1923 г. обновленческий Собор.
Архиерейский Собор 1923 г.
Архиерейский Собор по благословению патриарха Сербского Димитрия открылся 31 мая 1923 г. в Сремских Карловцах. В Соборе участвовали митрополиты Антоний (Храповицкий) и Евлогий (Георгиевский), архиепископы Анастасий (Грибановский) и Феофан (Быстров), епископы Сергий (Петров), Михаил (Космодамианский), Гавриил (Чепур), Гермоген (Максимов), Дамиан (Говоров), Феофан (Гаврилов), Вениамин (Федченков), Серафим (Соболей) – всего 12 архиереев. От 16 епископов, не прибывших на Собор по уважительным причинам, были получены письменные мнения по главным вопросам, предложенным к рассмотрению на Соборе.
Главной задачей Архиерейского Собора была организация высшей заграничной церковной власти, что имело особое значение ввиду порабощения церковной власти большевиками в Москве. Дальневосточные архиереи во главе с архиепископом Иннокентием (Фигуровским) настаивали на том, чтобы митрополит Антоний и возглавляемый им Архиерейский Синод говорили бы от имени всей Русской Православной Церкви.
Однако парижские церковно-общественные круги, поддерживающие митрополита Евлогия, были этим очень обеспокоены, и в местных русскоязычных газетах появились статьи, в которых Архиерейский Синод обличался в том, что он якобы хочет отделиться от московской церковной власти и претендует на управление из-за границы всей Русской Православной Церковью.
В действительности все было не так. Митрополит Антоний в своих посланиях и воззваниях выступал на защиту русского народа и Русской Православной Церкви, но не имел никакого намерения присваивать себе административные права на управление ею, что из-за границы на самом деле было практически неосуществимо. В связи с этим Архиерейский Собор 31 мая принял следующее решение: «Заслушав поступившие мнения некоторых преосвященных и мирян о необходимости присвоения Архиерейскому Синоду РПЦЗ функций Всероссийской Высшей Церковной власти временно до восстановления в России Св. Патриарха Всероссийского Тихона, или его законного заместителя, Архиерейский Собор на основании бывших суждений определяет: признать положение, что представители епархий, находящихся за пределами России, в их совокупности выражают голос свободной Русской заграничной Церкви, но ни отдельное лицо, ни Собор иерархов этих епархий не представляет собой власти, которой принадлежали бы права, коими во всей полноте обладает Всероссийская Церковь в лице ее законной иерархии.
Имея своей непосредственной задачей духовное окормление заграничной православной русской паствы, Архиерейский Собор, Синод, иерархи и священники в пределах своих полномочий должны оказывать всякое содействие в удовлетворении различных духовных нужд, когда о том будут просить пребывающие в России церковные учреждения или отдельные христиане.
Все находящиеся за пределами России русские православные епископии, а также отдельные русские миссии, приходы и храмы суть нераздельная часть автокефального Московского Патриархата, возглавляемого в настоящее время Святейшим Тихоном, Патриархом Московским и всея России».