Митрополит Анастасий (Грибановский) и митрополит Серафим (Ляде) на заседании КОНРа 18 ноября 1944 г. в Берлине)
Участники Совещания в своей резолюции сделали вывод: «Управление заграничной частью Русской Церкви должно поэтому оставаться неизменным, согласно постановлениям Собора епископов 1927 г., основанным на указе Святейшего патриарха и Священного Синода от 20 ноября 1920 г.».
Приняты также «Воззвание ко всем верующим Православной Русской Церкви на родине и в рассеянии сущим» о необходимости борьбы с коммунизмом и «резолюция по вопросу о том, чем Церковь может содействовать борьбе с большевистским безбожием». Этот документ не только рассматривал действия Церкви против коммунизма, но и критиковал политику Германии в отношении православия и русского населения.
Так, резолюция указывала на необходимость объединения всех церковных структур на освобожденной от большевизма территории под единым управлением, предусматривала создание института военных священников и специального миссионерского комитета по борьбе с большевистским безбожием. Для борьбы с его последователями предлагалось массово издавать и распространять апологетическую литературу, открывать духовные школы и пастырские курсы, вести радиопередачи. Совещание указало также, что рабочим, вывезенным из России в Германию, должна быть предоставлена возможность свободно молиться и посещать храм.
РПЦЗ в конце Второй мировой войны
Во второй половине Второй мировой войны на Восточном фронте произошел перелом. Германские войска начали отступление. По мере их отхода среди населения этих территорий начался отток в Западную Европу. Подавляющее большинство ушедших на запад священнослужителей присоединилось к Русской зарубежной церкви.
Из Белорусской автономной православной церкви (БАПЦ) присоединились: митрополит Минский и Белорусский Пантелеимон (Рождественский), архиепископ Могилевский и Мстиславский Филарет (Нарко), епископ Смоленский и Полоцкий Афанасий (Мартос), архиепископ Гродненский и Белостокский Венидикт (Бобковский), епископ Гомельский и Мозырский Григорий (Боршикевич), епископ Брянский Павел (Мелентьев).
Из Украинской автономной православной церкви (УАПЦ) присоединились: архиепископ Пантелеимон (Рудык), фактически возглавлявший УАПЦ после убийства украинскими националистами митрополита Алексия (Громадского), архиепископ Екатеринославский Димитрий (Маган), епископ Житомирский и Волынский Леонтий (Филиппович), епископ Винницкий и Подольский Евлогий (Марковский), епископ Ровенский Феодор (Рафальский).
Не захотевшие уехать на запад архиепископы Дамаскин (Малюта) и Симон (Ивановский), епископы Вениамин (Новицкий) и Панкратий (Гладков) после прихда Красной армии были арестованы и отправлены в лагеря. Массовыми были и аресты среди священников.
С Пасхи 1944 г. начались почти ежедневные налеты на Белград англо-американских бомбардировщиков, уносившие множество жизней среди мирного населения. Несмотря на явную угрозу, митрополит Анастасий ни в чем не изменил своего обычного образа жизни, также служил и проповедовал по всем воскресным и праздничным дням, навещал раненых, хоронил убитых, утешал разоренных и обездоленных, всегда справляясь, не пострадал ли кто из его паствы. Воодушевляемое им духовенство ежедневно обходило с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» дома прихожан.
В сентябре 1944 г., когда Красная армия приблизилась к Белграду, основная масса русских обитателей города устремилась в Вену. Туда же 7 сентября выехал Синод и митрополит Анастасий с сопровождающими его лицами. В Вене он продолжил совершать богослужения в двух церквях – старой посольской и новой домовой, буквально под бомбами и среди пылающих пожаров. И здесь чудотворная икона ежедневно обходила дома и убежища русских людей, даже некоторых австрийцев, проникнувшихся величайшим уважением к этой святыне. Из Вены владыка со всем Синодом переехал в Карлсбад (Карловы Вары).
14 ноября 1944 г. в Праге был учрежден Комитет освобождения народов России (КОНР). На торжественном заседании, прошедшем в Испанском зале Пражского замка, был принят и подписан основной документ КОНРа – его политическая платформа – «Манифест Освободительного движения народов России». Политическим руководящим органом КОНРа стал возглавляемый генерал-лейтенантом А.А. Власовым Президиум КОНР в составе генерал-майоров Ф.И. Трухина и В.Ф. Малышкина, генерал-майора, профессора Д.Е. Закутного, генерал-лейтенантов Г.Н. Жиленкова и Е.И. Болабина, профессоров Ф.П. Богатырчука, Н.Н. Будзиловича и С.М. Руднева.
Митрополит Анастасий благославил КОНР и Русскую освободительную армию (РОА) на борьбу против коммунистической безбожной власти и освобождения России. Второе заседание КОНРа состоялось 18 ноября 1944 г. в Берлине. На нем присутствовали митрополиты Анастасий (Грибановский) и Серафим (Ляде).
Весной 1945 г. митрополит Анастасий перебрался в Фюссен, а оттуда в Мюнхен, который на время сделался крупным центром русской церковной и общественной жизни. В одном Мюнхене с его ближайшими окрестностями образовалось около 14 приходов и шла весьма интенсивная церковная жизнь, во многих местах с ежедневными богослужениями.
Митрополит Серафим (Ляде), епископ Василий (Павловский) и Синодальная канцелярия оказались в Австрии близ Зальцбурга. Только летом 1945 г. митрополит Серафим вместе с канцелярией смог соединиться с главой РПЦЗ в Мюнхене. 29 июня 1945 г. митрополит Анастасий, совместно с митрополитом Серафимом (Люде), хиротонисовал во епископа Киссингенского, викария Германской епархии, настоятеля Мюнхенского прихода архимандрита Александра (Ловчего).
Желая укрепить нарушенные войной связи с общинами и епархиями в разных частях света, митрополит Анастасий добился разрешения на поездку в Швейцарию и из Женевы быстро наладил письменные и телеграфные сношения со всеми странами, где находились подчиненные Архиерейскому Синоду общины РПЦЗ. В Швейцарии владыка оставался около 7 месяцев и за это время совершил совместно с прибывшим из Америки епископом Иеронимом (Черновым) две архиерейские хиротонии. 10 марта 1946 г. архимандрита Нафанаила (Львова) – во епископа Брюссельского и Западно-Европейского, 9 мая архимандрита Серафима (Иванова) – во епископа Сантьягского и Чилийского. За время войны РПЦЗ потеряла несколько иерархов. Это были умершие своей смертью архиепископы Феофан (Гаврилов) в 1943 г. и Тихон (Лященко) в 1945 г. и снявший сан и вступивший в брак епископ Филипп (Гарднер).
Продолжение следует