День окончания Второй мировой войны теперь отмечается 3 сентября в соответствии с законом о переносе Дня воинской славы, который президент РФ Владимир Путин подписал 24 апреля 2020 г. Ранее это изменение было принято Госдумой и одобрено Советом Федерации.
По мнению многих историков, разгром Японии советскими войсками стал логическим завершением многолетней агрессивной политики Токио на Дальнем Востоке. Несмотря на пакт о нейтралитете, заключенный в 1941-м – через два года после пограничного конфликта на реке Халхин-Гол, Токио фактически до самого окончания Второй мировой войны держал у территории СССР Квантунскую группировку войск численностью до 1,5 млн человек. Это вынуждало Москву даже на самых тяжелых этапах войны с фашистской Германией сохранять на Дальнем Востоке крупные силы прикрытия. С момента подписания пакта японцы многократно нарушали границу советского государства и осуществляли иные провокационные действия. Вплоть до конца 1943 года Токио разрабатывал план агрессии против Советского Союза.
Война СССР против Японии носила освободительный характер. Она положила конец многолетнему угнетению японцами народов региона. При этом Москва, несмотря на готовность союзников компенсировать ей вступление в войну присоединением новых обширных территорий, отказалась от любых аннексий, заявив лишь о стремлении вернуть уступленные Японии в 1875 году Курильские острова и отторгнутый ею в 1905 году Южный Сахалин.
Стремительный разгром Красной армией наиболее мощных и боеспособных соединений японских сухопутных войск в Маньчжурии и утрата промышленной базы, расположенной в Северо-Восточном Китае, определили решение Токио о капитуляции. Командование императорских вооруженных сил намеревалось до года сдерживать наступление на маньчжурском направлении, однако советские войска полностью уничтожили Квантунскую армию за 11 дней. Военно-политическое руководство Японии приняло решение сложить оружие 14 августа – в день окончания основной фазы операции в Маньчжурии, которая известна на Западе как «Августовская буря».
Вместе с тем западные историографы долгое время отмечали якобы главенствующую роль ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, игнорируя решающий вклад Советского Союза в победу. Но в имеющихся с недавнего времени в открытом доступе японских документах подчеркивается, что Москва, объявив войну Токио, тем самым ускорила поражение Страны восходящего солнца.
Так, в рескрипте от 17 августа 1945 года «К солдатам и матросам» главнокомандующий армией и флотом Японии император Хирохито в качестве основной причины капитуляции назвал вступление в войну СССР. «Теперь, когда в войну против нас вступил и Советский Союз, продолжать сопротивление… означает поставить под угрозу саму основу существования нашей империи», – сказано в документе.
Многие эксперты не только не считают ядерные бомбардировки Японии поворотным моментом в войне, но и говорят об их абсолютной нецелесообразности.
«В заявлении Высшего военного совета Японии от 16 мая тоже было четко сказано: «Советское вступление в войну нанесет смертельный удар империи». После обеда со Сталиным 17 июля в Потсдаме президент США Гарри Трумэн написал в своем дневнике, что Сталин «15 августа будет участвовать в японской войне». На следующий день он написал своей жене Бесс, что СССР готов к вторжению, добавив: «Мы закончим войну на год раньше, подумай о детях, которых не убьют!» Именно так и произошло», – напомнил Питер Кузник (профессор кафедры истории, директор Института ядерных исследований в Американском университете, Вашингтон). По его словам, советское наступление подорвало японскую стратегию «кецуго» («последней надежды») и ускорило капитуляцию.
В свою очередь, профессор экономики Высшей школы социальных наук в Париже, руководитель центра исследований моделей индустриализации, иностранный член РАН Жак Сапир отметил, что одна из причин относительной безвестности советского наступления, несмотря на его успех, кроется в необычайной для того времени новизне применения двух атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. «На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Сталин согласился на вступление страны в войну против Японии спустя три месяца после поражения Германии на условиях включения в состав СССР южной части Сахалина и Курильских островов. Советское наступление, которое было тщательно подготовлено и проходило под командованием маршала Василевского, маршала Малиновского и маршала Мерецкова, начатое 8 августа, привело к полному поражению японской Квантунской армии, состоявшей из 990 тыс. человек и 1155 танков, а также более 210 тыс. вспомогательных единиц. Со своей стороны советская армия развернула 1,5 млн человек и 5600 танков и штурмовых орудий, разделенных на три фронта: Забайкальский, 1-й и 2-й Дальневосточные фронты.
Операция проводилась по трем направлениям: с запада на восток через Большой Хинганский хребет на Забайкальском фронте, с севера на юг и с востока на запад от Владивостока. Атака с этих трех направлений застала японский генеральный штаб врасплох. Наступление через Большой Хинган привело к полному краху японской обороны. 2-й Дальневосточный фронт также очень быстро продвигался к Муданьцзяну, который был взят после тяжелых боев 14 и 15 августа. 16 августа японские войска были окружены, 20-го числа они капитулировали, хотя отдельные части сражались до 26 августа. Маньчжурская операция не без оснований считается шедевром советского военного искусства. Советская армия продемонстрировала не только материальное, но и концептуальное превосходство над японскими войсками, которые оказались неспособны организованно защищаться и пытались лишь вытерпеть наступление. К сожалению, сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки оказался настолько ужасающим, что подорвал желание японских властей продолжать военные действия. Вступление Советского Союза в войну – в тот самый день, когда во время Ялтинской конференции Сталин объявил, что это произойдет, – ускорило японскую капитуляцию. Учитывая ослабленное состояние японских вооруженных сил, перспектива воспрепятствовать наступлению советской армии казалась почти нереальной».
А вот что говорит профессор факультета истории и истории искусств в Университете Джорджа Мейсона Мартин Шервин: «Правительство Соединенных Штатов продвигало версию, что ядерный удар положил конец войне и предотвратил вторжение. В 1945 году такая позиция выглядела целесообразно, и растущий раскол между США и СССР не позволил американскому обществу переосмыслить идею о том, что Япония была вынуждена капитулировать не из-за атомных бомбардировок, а из-за вступления в войну Советского Союза. Текущее состояние американо-российских отношений до сих пор продолжает подпитывать эту историю».