Патриарх Сергий (Страгородский)
Дальневосточная епархия РПЦЗ Архиерейское совещание 1943 г. в Вене
К началу Второй мировой войны митрополит Сергий (Страгородский) полностью прекратил всякую связь с заграницей, хотя в его юрисдикции оставалось пять приходов в Западной Европе и несколько в США, но их связи с Москвой практически оборвались. Государственные органы целенаправленно ликвидировали все контакты Церкви с внешним миром, чтобы сведения о ее разгроме и уничтожении духовенства не стали достоянием мировой общественности.
С началом боевых действий между Германией и СССР ситуация изменилась. Теперь для руководства СССР большое значение приобрели отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего Великобританией и США. Правительствам этих стран было небезразлично положение Церкви в Советском Союзе. Особую заинтересованность в этом вопросе проявлял президент США Ф.Д. Рузвельт. Весной 1943 г. И.В. Сталина стал беспокоить вопрос о будущем разделе сфер влияния в Европе. Он понимал, что преодолеть идеологический барьер с ее народами будет легче, если прибегнуть к религии, обеспечить передачу своих идей по церковным каналам. Для этого предполагалось использовать православные Церкви в Восточной Европе. В отношении раскольнической группы митрополита Сергия (Страгородского) строились глобальные планы по утверждению ее первенства в православном мире, превращению ее в своего рода «московский Ватикан».
5 июня 1943 г. И.В. Сталин подписал секретное постановление Государственного комитета обороны «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», в котором религиозные организации впервые были отнесены к категории интересов советской внешней разведки. 31 августа митрополит Сергий вернулся в Москву из Ульяновска, куда он был вывезен властями в 1942 г. 1 сентября ему сообщили о предстоящей встрече со Сталиным и о подготовленной для него резиденции, ранее занимаемой немецким послом в СССР графом фон Шуленбергом.
Днем 4 сентября 1943 г. на даче у Сталина состоялось совещание с участием Г.М. Маленкова, Л.П. Берии и начальника 4 отдела («по борьбе с церковно-сектанскою контрреволюцией») 3-го управления НКВД, полковника госбезобасности Георгия Григорьевича Карпова, на котором были практически решены вопросы об открытии приходов, учебных заведений и избрании патриарха.
Ночью 4 сентября 1943 г. Сталин и Молотов приняли в Кремле трех оставшихся на свободе митрополитов: Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). На этой встрече Сталин дал официальное разрешение на созыв Архиерейского собора и избрания патриарха, открытия новых церквей и духовных учебных заведений.
8 сентября 1943 г. начал работу Архиерейский Собор, в котором участвовало 19 архиереев. Председательствовал на соборе митрополит Сергий (Страгородский), незаконно называвший себя патриаршим местоблюстителем. На этом соборе была образована новая религиозная организация под названием «Русская Православная Церковь (Московский патриархат)», и митрополит Сергий был избран патриархом Московским и всея Руси.
Для управления делами при патриархе был образован Священный Синод, состоявший из трех постоянных и трех временных членов. Постоянными членами Синода были назначены митрополиты Алексий, Николай и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин). В качестве связующего звена между патриархом и советским правительством при Совете народных комиссаров СССР был создан Совет по делам русской православной церкви во главе с офицерами госбезопасности Г.Г. Карповым (председатель) и К.А. Зайцевым (заместитель председателя).
Через 2 дня после интронизации патриарха Сергия, 14 сентября 1943 г., митрополит Анстасий (Грибановский) написал послание против этого акта. Митрополит заявил о незаконности нового патриарха как поставленного не Церковью, а безбожной государственной властью. Против признания патриарха Сергия выступил Синод Польской церкви, а также Автономная Украинская церковь и Автономная Белорусская церковь, прекратившие поминать митрополита Сергия как своего первого иерарха.
21 октября 1943 г. в Вене открылось Архиерейское совещание РПЦЗ в помещении Покровской церкви. Совещание, проходившее с 21 по 26 октября, вынесло резолюцию против признания митрополита Сергия патриархом. В совещании приняли участие: митрополит Анастасий (Грибановский), председатель Архиерейского Синода; митрополит Серафим (Лукьянов); митрополит Серафим (Ляде); архиепископ Венедикт (Бопковский), представитель Беларусской Автономной Церкви; епископ Сергий (Королев); епископ Филипп (Гарднер); архимандрит Григорий (Боришкевич), во время совещания рукоположенный в епископа Гомельского; архимандрит Серафим (Иванов); протопресвитер Александр Шабаев; протоиерей Александр Богачев; протоиерей Константин Гаврилов; священник Павел Хеке; правитель дел синодальной канцелярии граф Ю.П. Граббе.
Участники совещания выслушали несколько докладов о церковной ситуации в различных странах и прияли 3 основных (вскоре опубликованных в церковных изданиях) документа: «Резолюцию по вопросу об избрании патриарха Всероссийского в Москве», о неканоничности этих выборов и невозможности их признания. В резолюции говорилось: «Избрание митрополита Сергия на престол патриарха Московского и всея Руси является актом не только неканоничным, но и нецерковным, политическим, вызванным интересами советской партийной коммунистической власти и ее возглавителя диктатора Сталина, переживающих тяжелый кризис во время войны и нуждающихся в помощи ненавистной им и еще недавно гонимой ими Православной Церкви».
Совещание подчеркивало: «Давление этой сатанинской власти на покорную ей иерархию вне всяких сомнений. Неканоническое и нецерковное избрание патриарха, произведенное в интересах богоборческого правительства, является не менее опасным для Церкви, чем открытые на нее гонения. Оно чревато тяжелыми последствиями. Оно унижает авторитет Церкви и ее иерархов; оно ставит их в служебное положение пред слугами Диавола, наносит новые раны Церкви-мученице в лице ее по-прежнему гонимых исповедников и создает новую смуту в церковной среде. Рождаются новые соблазны для верующих и новые поводы для издевательства над ними со стороны неверующих».
Продолжение следует