Петр Блинов, священник Томского храма во имя Иоанна Лествичника
В 1922 году в Российской Православной Церкви произошел раскол. После ареста патриарха Тихона группой духовенства 18 мая 1922 г. было сформировано самочинное Высшее Церковное Управление (ВЦУ) под председательством епископа Антонина (Грановского). Большинство членов ВЦУ состояли в группе «Живая церковь» и выступали за осуществление церковных реформ, которые, по их мнению, должны были приблизить Церковь к задачам и потребностям современной жизни. С этого времени сторонников патриарха Тихона стали называть тихоновцами или староцерковниками, а раскольников – обновленцами или живоцерковниками.
В то время как в Москве формировалось ВЦУ, в Сибири активизировались сторонники церковных реформ. Священник Томского храма во имя Иоанна Лествичника Петр Блинов образовал группу прогрессивного духовенства «Живая церковь». 2 июня 1922 г. в Николаевской церкви Томска состоялось собрание инициативной группы духовенства и мирян, на котором было образовано Томское временное церковное управление. 9 июня томское ВЦУ было переименовано в Сибирское областное церковное управление (СибОЦУ).
2 октября 1922 г. в Томске открылся Всесибирский съезд духовенства и мирян, на котором председатель СибОЦУ протоиерей Петр Блинов был избран епископом Томским и Сибирским. 8 октября в Томском Благовещенском соборе он получил епископство и стал первым женатым архиереем. В ноябре 1922 г. СибОЦУ было переведено в Новониколаевск (Новосибирск), а архиепископ Петр Блинов стал митрополитом Сибирским.
21 марта 1923 г. на основании телеграммы СибОЦУ за №136 был расформирован Владивостокский епархиальный совет и 28 марта сформировано обновленческое Владивостокское епархиальное управление. Уполномоченным председателем епархиального управления назначен протоиерей Владимир Давыдов, членом управления – священник Григорий Климчук и секретарем – прихожанин Кафедрального Успенского собора Василий Павлович Любарский.
В это время во Владивостоке широко развертывалось антицерковная пропаганда, оскорбляющая чувства верующих. 22 марта 1923 г. на заседании Антирелигиозной комиссии постановили: «С понедельника 26 марта открыть отдел в печати о процессе патриарха Тихона. Признать необходимым устройств ряда широких докладов по вопросу о тихоновщине… Устроить широкую комсомольскую манифестацию в ночь на первый день пасхи, а также и в первый день Пасхи.
На последней неделе перед пасхой поставить ряд научных антирелигиозных лекций и докладов, привлечь для этой цели все имеющиеся силы».
29 марта Антирелигиозная комиссия постановила: «Провести лекции по следующим темам: 1 апреля – «Происхождение веры в бога», 6 апреля – «Тихоновщина и русская церковь». Для участия в прениях пригласить служителей всех религиозных культов… В ночь на Пасху комсомол, воинские части, флот с оркестром, факелами выходят на улицу и на площади (возле собора) устраивается концерт».
29 апреля 1923 г. в Московском храме Христа Спасителя открылся т.н. Второй всероссийский поместный собор. На нем были представлены все обновленческие фракции: «Живая церковь», «Союз Церковного Возрождения» и «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» (СОДАЦ). Собор утвердил резолюцию о лишении сана и монашества патриарха Тихона как предателя Церкви и признал восстановление патриаршества контрреволюционным актом. Отлучил от Церкви всех участников Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей, прошедшего в ноябре 1921 г. в Сремских Карловцах (Сербия).
Были приняты следующие неканоничные решения:
- Ввести в жизнь белый брачный епископат.
- Разрешить второбрачие священнослужителям.
- Разрешить священнослужение женатым на вдовах и разведенных.
- Закрыть монастыри как несоответствующие современному уровню жизни.
- Перейти на григорианский (новый) стиль с 12 июля 1923 г.
8 мая обновленческий собор закончил свою работу.
15 мая 1923 г. состоялось заседание Бюро Приморского губисполкома РКП(б), на котором выступил начальник ГПУ Карпенко, отметивший, что «по проведенному обследованию местные церкви оказались очень бедными. Предполагать, что в связи с изъятием церковных ценностей могут произойти недоразумения – нельзя, т.к. приходы лояльны к Советской власти. По имеющимся сведениям, на Всероссийском Церковном Соборе епископом в Приморье назначен Василий Смелов».
Бюро постановило:
«1. Поручить фракции Губисполкома организовать комиссию по проведению в жизнь декрета ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей» согласно директив центра под председательством Предгубисполкома, заместителя – начальника ГПУ т. Карпенко и членов: Председателя Губкомпомгола т. Николаева, зав. орготделом Губкома т. Стеценко и зав. отделом управления Губисполкома т. Шишлянникова.
2. Комиссия проводит техническую подготовку к изъятию церковных ценностей. После приезда назначенного епископа Василия Смелова приступить к изъятию, вовлекая его в это дело».
Смелов Василий Петрович родился в 1869 г. Окончил в 1890 г. Самарскую духовную семинарию. В 1892 г. рукоположен в сан священника. Много лет был священником-миссионером. В сане протоиерея служил в г. Оренбурге. В годы Гражданской войны – военным священником в армии Колчака.
В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 6 января 1923 г. хиротонисан во епископа Бийского с сохранением брачного состояния. Участвовал в работе обновленческого Всероссийского поместного собора 1923 г. 20 мая 1923 г. епископ Василий был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Владивостокской епархии.
Приехав во Владивосток в начале июня 1923 г., архиепископ Василий возглавил обновленческое Владивостокское епархиальное управление, став его председателем. 17 июля 1923 г. группа верующих обновленцев заключила договор с Владивостокским советом рабочих и крестьянских депутатов о передачи им в бессрочное и бесплатное пользование здания и имущества Успенского Кафедрального собора. Настоятелем Собора стал архиепископ Василий Смелов.