Успенский Собор во Владивостоке

Часть 20

Вступив в управление Владивостокской епархией, архиепископ Василий начал борьбу против тихоновского духовенства. Все священнослужители, не признавшие обновленческого архиерея, были уволены от службы в епархии и запрещены в священнослужении. В своих посланиях и циркулярах, обращенных к пастве и духовенству, он осуждал действия тихоновцев-староцерковцев и оправдывал действия обновленцев-живоцерковцев.

Так, в послании «Тихоновцы – нарушители канонов» архиепископ Василий писал: «Причты церквей г. Владивостока за неподчинение Священному Собору Православной Русской Церкви 1923 г., Сибирскому Областному Церковному Совету, за ложь и клевету, ими распространяемую, на обновлении церкви на подлинных заветах Христа и определениях вселенских и поместных соборов, уволены с мест и запрещены в священнослужении.

Такому распоряжению они не подчинились и стали строить гаражи и в них совершать службы и требы…

Тихоновцы скажут: наш епископ Михаил, бежавший в Японию, а мы отвечаем: он не пастырь, а по учению Христа: наемник, ибо убежал от своей паствы.

Все беглецы за границу Собором Православной Русской Церкви отлучены от общения церкви, пока не раскаются. Твердо запомните, что Михаил – беглец, наемник, а не пастырь.

Ясно, что тихоновцы запрещены законно и своими самовольными поступками нарушают 39 правило Апостол, ни Бога не боясь, ни людей не стыдясь».

К концу 1923 г. во Владивостоке в руках обновленцев, кроме Успенского Кафедрального собора, находились следующие храмы: Покровская кладбищенская церковь на ул. Китайская, 44 (ныне Океанский пр-кт), Скорбященская церковь на Морском кладбище, Скорбященская церковь на ул. Манчжурская, 30 (Махалина), Александра Невского на Чуркине по ул. Пихтовая, 16, Благовещенская на ул. Посьетская, 8, Петропавловская на ул. Благовещенская, 62 (Комсомольская), Свято-Троицкая на ул. 5-я Рабочая, 14.

В 1924 г. обновленческая церковь по количеству своих членов сильно уступала тихоновской, однако представляла собой крупную организацию. В административном отношении она разделялась на составные части, имеющие различную степень самостоятельности, а именно: Российская Православная Церковь, Украинская Церковь, Белорусская Церковь, Сибирская Церковная область и Дальневосточная Церковная область. Все эти части Российской Церкви имели свои административные органы, находившиеся в каноническом подчинении обновленческому Священному Синоду. Во главе Дальневосточной Церковной области находился Дальневосточный Областной Церковный Совет под председательством архиепископа Василия Смелова.

8 апреля 1925 г. пленум обновленческого Священного Синода принял постановление об образовании 11 митрополий: Московской (с кафедрой в Москве), Северо-Западной (с кафедрой в Ленинграде), Западной (с кафедрой в Смоленске), Воронежской (с кафедрой в Воронеже), Северо-Кавказской (с кафедрой в Ростове-на-Дону), Крымской (с кафедрой в Симферопале), Туркестанской (с кафедрой в Ташкенте), Закавказской (с кафедрой в Баку), Уральской (с кафедрой в Свердловске), Сибирской (с кафедрой в Новосибирске) и Дальневосточной (с кафедрой во Владивостоке). В августе 1925 г. архиепископ Василий Смелов был возведен в сан митрополита.

В феврале 1926 г. в Успенском соборе проводила работу комиссия по проверке и учету всех церковных зданий и предметов богослужения в составе председателя – члена Владивостокского горсовета Кондратенко и участкового надзирателя Океанского отделения РК милиции Ковалева, в присутствии представителей группы верующих обновленцев Успенского собора Любарского В.П. и церковного старосты Гладкова А.М. Комиссия выявила пропажу золотой панагии на золотой цепочке, принадлежавшей епископу Камчатскому Гурию и находившейся на хранении в ризнице собора. В своем акте от 16 февраля 1926 г. комиссия отметила, что в здании «есть паровое отопление, но оно не функционирует. Само здание собора имеет вид, как снаружи, так и внутри, грязный. Следовало бы этому зданию дать ремонт».

С 23 по 25 сентября 1926 г. в Хабаровске проходил III Областной церковный съезд представителей духовенства и мирян от епархий, входящих в Дальневосточный митрополичий округ: Владивостокской, Хабаровской, Благовещенской и Забайкальской, – и автономных республик: Якутской, Бурято-Монгольской и заграничной Харбинской. На Дальневосточном митрополитанском съезде были рассмотрены следующие вопросы:

  1. О текущем моменте в связи с расколом в тихоновщине;
  2. Доклады о положении церковных дел в епархиях;
  3. Отчет Дальневосточного митрополитанского управления (ДМУ) о своей деятельности;
  4. Перевыборы членов ДМУ.

Как следует из отчета агента-осведомителя ГПУ о работе III Дальневосточного митрополитанского съезда 23 сентября, на заседании съезда «митрополитом Василием была проведена беседа о непризнании тихоновщиной обновленческого движения и о клевете их, что якобы обновленцы поломали церковные правила, а также указал о расколе тихоновщины на 4 разных лагеря, и что эти лагеря также разделились и разделяются на разные части. Кроме сего он прочитал из московской газеты «Безбожник» (№32), в которой указано» (что обозначает эта кавычка?), кто такой Патриарший тихоновский заместитель Петр Крутицкий, где указана его биография, что он был друг и товарищ Распутина».

На заседании ДМУ 24 сентября 1926 г. рассматривался вопрос о перемещении из Владивостока в Хабаровск, в свою митрополитанскую резиденцию, митрополита Василия Смелова. «После продолжительного обсуждения вопроса и многократных просьб членов съезда митрополит Василий изъявил согласие находиться в Хабаровске, но лишь с тем, чтобы плата на содержание его вносилась аккуратно и своевременно, чтобы не голодовать».

В 1928 г. митрополит Василий был переведен в Армовир, а затем занимал обновленческие кафедры в Баку и Туркестане. В начале 1933 г. вышел за штат, а затем перебрался в Иран и поселился в Мешхеде. Обращался к митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и Патриарху Константинопольскому с просьбой о принятии в общение. В 1934 г. переехал в Тегеран и направил послание в Архиерейский Синод РПЦЗ с отречением от заблуждений, просьбой о расторжении брака и принятии в каноническое общение. Зарубежный Синод выразил согласие принять его в качестве мирянина, каковое предложение Смелов отверг. Умер Василий Смелов от рака в городской больнице Тегерана 23 февраля 1936 г. Похоронен на русском кладбище в Тегеране.

Продолжение следует

от Епископ Анастасий (Суржик)

Епископ Анастасий (в миру Анатолий Николаевич Суржик; 2 декабря 1946, Владивосток) — епископ РПЦЗ с титулом «епископ Владивостокский и Дальневосточный». До 1993 года был священником Московского патриархата. В 1976 году рукоположён в сан диакона и священника. Окончил Дальневосточный Государственный университет, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1997 году принял монашеский постриг с именем Анастасий. 29 июня 2003 года в парижском Храме Всех Святых, в Земли Российской Просиявших, перед службой было произведено наречение иеромонаха Анастасия во епископа Владивостокского и Дальневосточного. В 2016 г. Дальневосточная епархия перешла в юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ под председательством первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Агафангела (Пашковского). Территория Дальневосточной епархии  была установлена в границах Дальневосточного федерального округа РФ, Китая, Корейского полуострова и Японии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети