Мысль – Божий дар. Не позволяйте себе мыслить небрежно
Павел Флоренский
Cовременники называли его новым Леонардо да Винчи
Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Крупнейший представитель русской религиозной философской мысли, энциклопедически образованный человек, полиглот, обладавший блестящими дарованиями и работоспособностью, за что современники называли его новым Леонардо да Винчи.
Развивая идеи космизма, Флоренский углубляет тему борьбы космических сил Порядка (Логоса) и Хаоса. Высшим примером высокоорганизованной, усложняющейся силы является Человек, который стоит в центре спасения мира. Этому способствует культура как средство борьбы с Хаосом, но не вся, а лишь ориентированная на культ, т.е. на абсолютные ценности. Грех – это хаотический момент души. Истоки космического, т.е. закономерного и гармонического, коренятся в Логосе. Космическое начало Флоренский отождествляет с божественным «Ладом и Строем», которые противостоят хаосу – лжи – смерти – беспорядку – анархии – греху.
Биография
Родился 9 января 1882 года в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Был старшим из семерых детей. В 1899 году окончил 2-ю тифлисскую гимназию и поступил на физмат Московского университета. В университете познакомился с Андреем Белым, а через него – с Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Александром Блоком.
По благословению епископа Антония (Флоренсова) в 1904 году поступил в Московскую духовную академию. По окончании академии в 1908 году кандидатом богословия читал лекции по курсу истории философии в академии, а также преподавал математику в Сергиево-Посадской женской гимназии. События революции 1917 года воспринял как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствовал, но философски и политически все более склонялся к теократическому монархизму. В 1918-1920-х годах участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, являясь ее ученым секретарем; составил опись икон и древних панагий. Пытался убедить власти, что Троице-Сергиева лавра – величайшая духовная ценность и не может сохраниться как «мертвый музей». На Флоренского поступали доносы, в которых его обвиняли в создании монархического кружка.
Летом 1928 года был выслан в Нижний Новгород, где работал в Нижегородской радиолаборатории. В начале 1930-х годов против него была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера.
Последние годы. Арест и гибель
26 февраля 1933 года последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, – осуждение на 10 лет заключения. Выслан по этапу в восточносибирский лагерь «Свободный», куда прибыл 1 декабря 1933 года. Флоренского определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа.
1 сентября 1934 г. отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь особого назначения. 15 ноября 1934 года он начал работать на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий.
25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Возможно, похоронен в общей могиле расстрелянных НКВД под Ленинградом (Левашовская пустошь). Сообщенная родственникам официальная дата кончины – 15 декабря 1943 года – вымышлена. Реабилитирован 5 мая 1958 года (по приговору 1933 г.) и 5 марта 1959 года (по приговору 1937 г.).
Павел Флоренский: Духовное завещание детям
- Будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны. Не надо раздавать, разбрасывать имущество, ласку, совет; не надо благотворительности. Но старайтесь чутко прислушиваться и уметь вовремя прийти с действительной помощью к тем, кого вам Бог пошлет как нуждающихся в помощи. Будьте добры и щедродательны.
- Привыкайте, приучайте себя все, что бы ни делали вы, делать отчетливо, с изяществом, расчлененно; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как. Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь, и напротив, в отчетливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества.
- Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчетливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно. Мысль – Божий дар и требует ухода за собой. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли.
- Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звезды или на лазурь днем. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.
- Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни. Но, забывая о буднях или не желая знать их, человек остается несытым и неудовлетворенным. Ошибка многих! Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и свое удовлетворение.
- Товарищеская среда потому перетягивает к себе все внимание, что товарищеские отношения, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себя и каждый занят своими интересами. Поэтому в ней легко. Но эта легкость есть легкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и несет ответственность… Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нем, как в гостинице.
- Все проходит, но все остается. Это мое самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаем воспринимать ее. И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды. Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою.
- Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернет.
Источник: Священник Павел Флоренский. «Все думы – о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933-1937 гг.».