Архиерейский Собор РПЦЗ 1934 года, Сремские Карловцы

На фото: Архиерейский Собор РПЦЗ 1934 года, Сремские Карловцы. Сидят, слева направо: еп. Гермоген (Максимов), арх. Анастасий (Грибановский), митр. Антоний (Храповицкий), арх. Серафим (Лукьянов), еп. Сергий (Петров). Стоят: еп. Иоанн (Максимович), секретарь Юрий Граббе, еп. Тихон (Троицкий), еп. Серафим (Соболев), еп. Феофан (Гаврилов), еп. Тихон (Лященко), еп. Дамиан (Говоров), арх. Серафим (Лядэ), еп. Виталий (Максименко)


Принятие митрополита Евлогия в молитвенное общение

Силы митрополита Антония в эти годы уже заметно слабели. Владыка с трудом передвигался. Он постоянно говорил о своей приближающейся кончине и почти непрестанно из его глаз текли слезы умиления. Он не хотел оставлять возглавляемую им Русскую Зарубежную Церковь в том неопределенном состоянии, в котором она находилась, разделенная церковной смутой. Он ожидал и искал от митрополита Евлогия хотя бы маленького признака покаяния. В 1934 г. владыка Антоний сам обратился к митрополиту Евлогию с братским посланием. Он писал: «Друже и владыко возлюбленный, ежечасно и ежедневно скорблю я о всем том, что произошло. Непрестанно молю Бога о том, чтобы Он помог прекратить раскол. А сделать это с Божией помощью и Его соизволения можете только Вы. Стоит только Вам пожелать придти к единению с Церковью, и мы вас примем с радостью, без всяких оговорок. Вспомните то время, когда я вас любил, когда мы были вместе заточены в униатском монастыре. Неужели прошло безвозвратно это время и Вы не вспомните своего прежнего друга? А обо мне знайте: я вас в сердце своем простил за все. Шлю Вам всякие благопожелания и надеюсь, что призыв старого друга и учителя на этот раз не останется гласом вопиющего в пустыне. Горячо любящий Вас Митрополит Антоний».

Это письмо было передано митрополиту Евлогию 30 марта 1934 г., в Прощеное воскресение. В тот же день митрополит Евлогий отправил из Парижа владыке Антонию ответное письмо, в котором писал: «До глубины души тронуло меня Ваше письмо. С великой радостью почувствовал я, что не утрачено в вашем сердце любовь ко мне. Верьте, дорогой Владыко, что и я каждый день вспоминаю Вас в своих молитвах. И также безмерно скорблю о нашем духовном разделении и все думаю, как помочь этому горю. Простите меня, Христа ради, за причиненное мною Вам огорчение. <…> Ради восстановления нашего церковного общения я готов признать, что в защите своей правоты мне не следовало бы, быть может, сразу прибегать к такой решительной мере, как оставление Собора, и искать других способов этой защиты; я очень жалею об этом и прошу простить меня. Я был бы очень счастлив, если бы это мое заявление послужило основанием для восстановления желаемого и столь нужного мира в зарубежной части Православной Русской Церкви».

Отправив письмо, митрополит Евлогий стал собираться поехать в Югославию, чтобы в Синоде официально оформить достигнутого примирения. Но по совету своих «доброжелателей» он поехал в Берлин по церковным делам. В Берлине он получил официальную телеграмму из Белграда, в которой приглашался прибыть в Югославию.

15 мая 1934 года митрополит Евлогий прибыл в Сремские Карловцы и в тот же день встретился с митрополитом Антонием. Газета «Православная Русь» так писала об этом: «Встреча носила необыкновенно трогательный характер. Оба митрополита крепко облобызались и заплакали. После общей сердечной беседы митрополит Антоний спросил Высокопреосвященного Евлогия: «Желаете ли Вы, Владыко, получить разрешение от запрещения и вступить с нами в молитвенное общение?» «Желаю», – последовал ответ. После сего оба митрополита удалились в соседнюю комнату и провели в уединенной беседе около получаса».

Когда они были одни, митрополит Антоний облачился в епитрахиль, прочел над митрополитом Евлогием разрешительную молитву, приняв его таким образом в молитвенное общение. После чего владыка Антоний сам, по древнему христианскому обычаю, попросил у него прощения и предложил ему возложить на себя епитрахиль и прочесть над ним ту же молитву, что митрополит Евлогий и исполнил.

16 мая 1934 года состоялось заседание Архиерейского Синода РПЦЗ, в котором принял участие и митрополит Евлогий. На заседании было заслушано сообщение о восстановлении молитвенного общения. Причем митрополит Евлогий обусловил объединение с Зарубежной Церковью условиями: 1) согласием вселенского патриарха, 2) согласием парижского Епархиального собрания. В результате было вынесено постановление передать окончательное решение об объединении будущему Архиерейскому Собору РПЦЗ. К сожалению, митрополит Евлогий по возвращении в Париж вновь оказался под влиянием окружающих его людей. Он официально заявил, что для него «прещения» (наказания) никогда не существовало и теперь не существует. Стал открыто выражать недовольство позицией зарубежных иерархов, передавших решение о единстве Архиерейскому Собору.

Пресса в той ситуации не способствовала примирению. Стоявший на стороне Зарубежного Синода «Царский вестник» писал «о слезном покаянии», принесенном митрополитом Евлогием, а орган Западно-Европейского экзархата «Церковный вестник» заявлял, что прещений (наказаний) со стороны РПЦЗ митрополит Евлогий никогда не признавал, поскольку они были незаконными. При этом авторы «Церковного вестника» вновь заявляли о неканоничности Архиерейского Синода.

Сам митрополит Евлогий в скором времени выработал новый список условий своего примирения с РПЦЗ. Он заявил о том, что 1) с объединением должны согласиться подчиненные ему приходы; 2) Западно-Европейский экзархат должен остаться в юрисдикции Вселенского Престола; 3) Карловацкий Синод должен передать митрополиту Евлогию все свои приходы в Заподной Европе, подчиненные в тот момент архиепископу Серафиму (Лукьянову). Такие претензии со стороны митрополита Евлогия не способствовали улучшению ситуации. Зарубежный Синод никогда бы не пошел на передачу Константинополю своих приходов.

Архиерейский Собор 1934 года

1 сентября 1934 г. открылся Архиерейский Собор РПЦЗ в составе 13 иерархов, во главе с митрополитом Антонием, в Патриаршем дворце в Сремских Карловцах. От имени Архиерейского Собора была послана телеграмма митрополиту Евлогию в Париж следующего содержания: «Одушевленный искренним желанием восстановить церковный мир Зарубежный Собор заграничных архиереев единогласно просит Вас и Ваших викариев прибыть в Сремские Карловцы для совместного обсуждения столь жизненного для Церкви вопроса».

Сербский патриарх Варнава в своей телеграмме митрополиту Евлогию также приглашал архипастыря на Собор. Он писал: «Сие необходимо как для общего блага Церкви, так и для Вашего блага». Однако митрополит Евлогий на Собор не приехал, ссылаясь на позднее получение телеграмм и на свою болезнь…

от Епископ Анастасий (Суржик)

Епископ Анастасий (в миру Анатолий Николаевич Суржик; 2 декабря 1946, Владивосток) — епископ РПЦЗ с титулом «епископ Владивостокский и Дальневосточный». До 1993 года был священником Московского патриархата. В 1976 году рукоположён в сан диакона и священника. Окончил Дальневосточный Государственный университет, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1997 году принял монашеский постриг с именем Анастасий. 29 июня 2003 года в парижском Храме Всех Святых, в Земли Российской Просиявших, перед службой было произведено наречение иеромонаха Анастасия во епископа Владивостокского и Дальневосточного. В 2016 г. Дальневосточная епархия перешла в юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ под председательством первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Агафангела (Пашковского). Территория Дальневосточной епархии  была установлена в границах Дальневосточного федерального округа РФ, Китая, Корейского полуострова и Японии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети