ФОТО: Сидят слева направо: архиеп. Феофан (Гаврилов), архиеп. Гермоген (Максимов), архиеп. Анастасий (Грибановский), митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Серафим (Лукьянов), архиеп. Гавриил (Чепур), архиеп. Дамиан (Говоров). Стоят: еп. Серафим (Ляде), еп. Тихон (Троицкий), еп. Серафим (Соболев), еп. Тихон (Лященко), еп. Николай (Карпов), архимандрит Виктор (Святин).
«…В этой интернациональной организации 1 место по силе влияния и значения принадлежит еврейской нации, которой присуще богоборчество со дня распятия Христа Спасителя. Иудаизм исторически связан с масонством самыми тесными узами в своей ожесточенной борьбе с христианством и с мессианскими устремлениями к мировому владычеству. Масонство – непримиримый враг христианства. Оно ставит своей целью разрушение Церкви, войну со всеми религиями, потрясение основ национальной христианской государственности и организацию революций во всем мире».
Архиерейский Собор в своем послании определил: «1. Осудить масонство как учение и организацию, враждебную христианству, и революционную, направленную к разрушению основ национальной государственности. 2. Осудить также и все сродные с масонством учения и организации, теософию, антропософию, «Христианское Знание» и ИМКА (молодежная организация). 3. Поручить епархиальным преосвященным и начальникам Миссий преподать подведомственному им духовенству указания, необходимые для борьбы с названными вредными учениями и организациями».
Архиерейский Собор 1933 г.
В 1933 г. большевики предприняли новую попытку уничтожить Зарубежный Архиерейский Синод. На этот раз они решили оказать давление на сербского патриарха Варнаву, действуя через исполнителя их воли митрополита Сергия (Страгородского). 23 марта 1933 г. митрополит Сергий обратился к патриарху Варнаве с официальным посланием №311, направленным против Архиерейского Синода РПЦЗ. В своем послании он просил патриарха передать Архиерейскому Синоду и Собору в Сремских Карловцах увещание и предупредить их, что если они не исправят своих заблуждений и не примирятся с московской властью к 9 мая 1933 г., то о каждом архипастыре карловацкой группы будет вынесено постановление о запрещении им священнодействия впредь до суда.
После этого он также угрожал самому Сербскому патриарху: «В случае, если карловацкая группа останется в своем настоящем положении, то это может привести к расстройству во взаимоотношениях поместных Православных Церквей, с которыми эта группа будет так или иначе соприкасаться». Патриарх Варнава на это послание никак не реагировал. Тогда оно было опубликовано в заграничной печати.
Владыка Антоний тотчас же отреагировал на него личным посланием на имя митрополита Сергия, которое заканчивалось такими словами: «Умоляю Вас, как бывшего ученика и друга своего – освободитесь от этого соблазна, отрекитесь во всеуслышание от той лжи, которую вложили в ваши уста Тучков и другие враги Церкви <…>, а если останетесь на том пространном пути, ведущем к погибели, на котором стоите ныне, то он бесславно приведет вас на дно адово и Церковь до конца своего земного существования не забудет Вашего предательства».
Патриарх Варнава, являясь идейным сторонником митрополита Антония и при этом пострижеником митрополита Сергия, которому также сочувствовал, стремился сохранить добрые отношения с ними. Понимая позиции обеих сторон, патриарх принял решение примирить митрополита Сергия с Зарубежным Синодом.
В своем письме митрополиту Антонию и Зарубежному Собору от 18 июля 1933 г. патриарх Варнава сообщал, что ему удалось снять опасность канонических прещений (наказаний) в адрес Зарубежного Синода и получить согласие на продление первоначального срока. В завершении своего письма патриарх писал: «Братски прошу Ваше Блаженство и всех присутствующих на Соборе русских архиереев ознакомиться с посланием митрополита Сергия, высказать свое мнение о поднятых там вопросах, непосредственно касающихся заграничной части Русской Церкви, на основании которого в границах полученных Нами полномочий, Мы могли бы дать ответ Митрополиту Сергию».
Архиерейский собор проходил с 14 по 23 июля 1933 г. в Сремских Карловцах. На Соборе было принято «Положение о круге дел, подлежащих ведению Архиерейского Собора и Синода». Был заслушан доклад архиепископа Серафима о наблюдающемся среди русской паствы в Западной Европе и Америке течении, стремящимся к прекращению церковной смуты, объединению отдельных церковных юрисдикций и ликвидации церковного раскола. 21 июля Собор принял Окружное послание к православной русской пастве по поводу послания митрополита Сергия от 23 марта 1933 г.
Зарубежные архиереи в этом документе выступили против принципа, которым митрополит Сергий обусловил церковное единство: «Кто с Советской властью, тот и с Русской Церковью». Они обвиняли митрополита Сергия в его стремлении навязать пастве признание безбожной власти и требовании согласиться с большевистскими идеями не только «за страх, но и за совесть».
Не соглашались зарубежные иерархи и с утверждением, что митрополит Сергий продолжает политику патриарха Тихона. Хотя «покаянные» заявления патриарха иерархи считали ошибкой, они обращали внимание на важное отличие этих заявлений от действий митрополита Сергия. «Взяв на себя такую ответственность, – говорится в послании, – и раскаиваясь, несомненно, в своей душе за свою вынужденную уступку большевикам, он один нес этот тяжкий крест и не пытался перелагать на рамина (плечи – прим. ред.) других иерархов, как это делает нередко нынешний Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола, преследую иерархов, не разделяющих его взглядов на Советскую власть». По мнению авторов послания, митрополит Сергий пошел гораздо дальше патриарха Тихона, поставив своей целью соединить Церковь и безбожную политику коммунистов.
В заключение авторы послания заявили, что не признают прещений со стороны митрополита Сергия, если таковые будут. «Мы не можем, конечно, помешать ему идти избранным им путем, но сами не пойдем за ним. Мы знаем только одну правду, вечную правду Христову; если теперь хотят ее подменить какою-то другою человеческою правдою, то мы готовы вскликнуть с Исааком Сириянином: «Да погибнет такая правда!» <…> Мы были и остаемся поэтому непримиримыми в отношении слуг диавола и не сложим поднятого против них оружия, которое одно прилично нам, до тех пор, пока не падет в России «престол сатаны» и она не воскреснет к новой жизни. Мы не боимся громко сказать об этом вслух всему миру, принимая на себя полную ответственность за свои слова».
Продолжение следует