– Допускает ли церковь отношения между мужчиной и женщиной до брака? Ухаживание, например?

– Говоря об отношениях между полами до брака, Церковь учит, чтобы они были скромными, приличными и целомудренными.

Сын утерял крестильный нательный крест (сыну 15 лет). Жена просила приобрести крестик в храмовой лавке, однако я настаивал, чтобы сын сам приобрел крест в храмовой лавке после посещения храма. Но прихрамовые старушки вспомнили много несчастных случаев, и супруга приобрела крестик. Скажите, стоит ли заставлять ребенка посещать храм и соблюдать таинства?

– Обращаться за советом надо к священнику, а не к бабушкам, если Вы хотите получить более компетентный совет. Совершенно не принципиально, кто купил крестик Вашему сыну: он сам или его мать. Естественно, каждый христианин должен посещать храм и участвовать в церковных таинствах.

– Меня подруга пригласила на венчание в качестве свидетельницы. Скажите, должна ли я исповедоваться и принять причастие перед венчанием? Что я должна сделать перед венчанием подруги?

– Свидетелям не обязательно исповедоваться и причащаться перед венчанием, это обязательно для самих венчающихся. Перед венчанием подруги Вы можете купить ей подарок, а в день венчания его подарить.

– Что слышат покойники? Или ничего? Слышат ли они, когда с ними разговаривают на могиле? Можно ли в любой день ходить на могилу умершего?

– Люди любят задавать такие вопросы: а слышит ли он нас, хотя уже и не с нами? Это происходит потому, что мы как-то пытаемся продолжить, продлить наш мир в ту неизвестную нам жизнь. Нужно и важно знать одно: мы можем с ними общаться. Не так, как пытаются общаться медиумы и спиритисты, становясь жертвами сатанинских уловок, а по-настоящему, как с живыми, потому что у Бога все живы. Смысл, цель, средство общения прежние – Любовь. Мы общаемся любовью и в любви, только тогда это настоящее, не однобокое общение, не самовнушение. Осложняет нашу любовь то, что мы с покойными находимся в разлуке. Но сложности укрепляют любовь. Поэтому молитва – настоящая действенная помощь усопшему, которому необходимо наше ходатайство ко Творцу о его нераскаянных грехах, еще – милостыня, творение добра людям в память усопшего, поминание на Литургии, панихиды. Не ходят на кладбище в пасхальные светлые дни, в остальное время можно и нужно, если есть возможность, убирать могилу, заботиться о последнем земном пристанище человека – это тоже дело любви. Мы знаем, что души усопших, ожидающие нашей молитвенной помощи, испытывают облегчение в муках, когда мы молимся за них.

– Являются ли грехом сквернословие и курение?

– Матерщина – явление, которое нельзя отнести к одному только греху сквернословия. Сквернословие – любые дурные, обидные, бранные, неуважительные слова. Но матерщина имеет мистическую природу и смысл. Она происходит из глубокой языческой древноcти, когда наши предки не знали Истинного Бога, а осуществляли поклонение в лице Перуна, Велеса, Мокоши, Даждьбога и прочих идолов, как ни прискорбно, бесам. Ритуальные матерщинные выражения служили средством «отпугивания», а иногда – призывания нечистой силы. Это был условный язык общения с потусторонней силой, силой, безусловно, темной. Весь набор этого ритуального языка включает в себя выражения, оскорбительно и гадко называющие такие понятия, как мужские и женские детородные органы, отношения мужчины и женщины (освященные в христианском браке!), ругательства над священным именем матери. Вообще же смысл современного матерного языка, оторванного от прямого желания общаться с бесами, остался тот же – это блудная тематика.

Вспомните, если Вам доводилось становиться несчастным свидетелем таких диалогов: ведется разговор, иногда даже почти деловой, просто в неформальной обстановке, а между фразами постоянно вставляются термины, обозначающие физиологию, совокупление, поминание чьей-то матери… Где логика? Они нужны, эти выражения? Нет. Они никак не помогают разговору и не объясняют его. Людям этот бесовской язык не нужен, нужен он бесам. Потому он так живуч. Люди сами подчас не могут объяснить, зачем они это произносят: «Сорвалось с языка». Замечали ли Вы, что даже у сдержанных на язык людей в момент какого-то исступления (приступа гнева, испуга, сильной боли) вырываются эти непечатные выражения? Почему? Потому что в минуту стресса человек очень открыт для взаимодействия. Духовные люди в такие моменты успевают выдохнуть «Господи, помилуй!» – а это уже исповедание веры, надежды, упования, что все, что посылается, – по милости Божией. «От полноты сердца глаголят уста», – говорит нам Христос в Священном Писании. Потому, если человеку хочется материться в трудную или радостную (иногда и такое бывает) минуту, это говорит о его духовной принадлежности гораздо более определенно, чем он сам может ее представлять.

Грех матерщины – средство привлечения бесов. Знаете, когда несчастных людей, в которых входят нечистые духи, приводят на отчитку, к святыням, подводят под руки ко Причастию, нередко бес начинает устами этого человека такие богохульства изрыгать! И матерщинные в том числе. Почему «матерщина»? От слова «матерь». Поминание матери в непечатной речи является особо угодным бесам, потому что оскорбляет нашу общую Матерь и Заступницу – Пречистую и Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию.

Табакокурение из глубины веков, зародившееся опять же на почве ритуала, является пристрастной привычкой, страстью, то есть пленением человеческой свободы. Все, что не исцелено в этой жизни, переходит с нами в вечную. «Все позволено мне, – говорит Апостол, – но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Условие спасения для христианина – свобода. Но есть два вида свободы: свобода от и свобода для. Христианство выбрало свободу для Христа. Поэтому надо стремиться освободиться от всякой страсти, чтобы стяжать любовь. Приходилось слышать мнение, что курящий служит кадильницей диаволу, как мы в храме совершаем каждение Богу. Кроме того, это есть грех человекоубийства без всякого преувеличения: курильщик очень вредит окружающим и самому себе (грех постепенного самоубийства).

На все вопросы отвечал игумен Алексий

Добавить комментарий

Войти через соцсети