По указу императора Николая II от 4 июня 1898 года самостоятельная Владивостокская епархия выделена из состава Камчатской епархии с 1 января 1899 года. В ее состав вошли приходы и церкви Владивостока и Южно-Уссурийского края, Камчатки и Чукотки, острова Сахалина и Командорских островов, а также Удская приходская церковь на мысе Чемункан и приписная к ней Аянская церковь. Территория епархии получилась значительная: 1241821 кв. верста, на которой могли бы вместиться несколько епархий из европейской России. Чем было вызвано появление таких границ епархии?
Рассказывает игумен Иннокентий, преподаватель кафедры теологии и религиоведения ДВГУ:
– Надо учесть, что Камчатская епархия имела еще большие размеры до разделения. Так что новая епархия с центром во Владивостоке сняла остроту проблемы управления, стоявшую перед камчатскими епископами, которые имели свою резиденцию в Благовещенске. Уже в конце 60-х годов XIX века епископ Вениамин (Благонравов) писал в Святейший Синод, что из г. Благовещенска легче управлять церквами Грузии и Бессарабии, потому что туда можно без затруднения съездить за полгода, а для поездки на Камчатку требуется год. Для почтового сообщения с Камчаткой нужно 2 года, а чтобы посвятить туда священника – 3 года. Вначале предполагалось, что на Камчатке будет открыто как минимум викариатство. Но после того как с 1883 года в Приморье усилилось переселение, и наш край начал усиленно развиваться, нашлось другое решение.
Епископ Камчатский Гурий (Буртасовский) в 1889 году в письме обер-прокурору Святейшего Синода отказался от своего предложения открыть викариатство с центром в Петропавловске, склоняясь в пользу города Владивостока. О причинах этого владыка сообщал: «Отсутствие в г. Петропавловске интеллигентного общества, разобщенность, безжизненность и разные неудобства подавляют дух и убивают нравственно даже семейных светских чиновников, а потому назначение резиденции викария в Петропавловске встречает серьезные возражения. <…> Чрезвычайно быстрое развитие жизни во Владивостоке и во всем Южно-Уссурийском крае заставляет всех желать постоянного пребывания здесь епископа». Отсюда, по мнению владыки Гурия, епископ ежегодно мог бы отправляться на судах куда пожелает, здесь областное управление и резиденция военного губернатора. Таким образом, Владивосток с 1889 г. стал рассматриваться как возможный центр нахождения кафедры епископа.
– Почему же открытие епархии состоялось спустя десять лет, если архиереи поддерживали это решение?
– Не забывайте, что в синодальную эпоху в Русской Православной Церкви принятие многих решений не могло пройти без участия государства. Легко сказать – открываем епархию. А за счет чего она будет развиваться? Принятие решения об открытии новой архиерейской кафедры происходило в спорах на уровне столичных министерств и Синода.
Видную роль в решении вопроса о разделе Камчатской епархии имел Приамурский генерал-губернатор С. М. Духовской. Одной из причин в необходимости этого шага генерал-губернатор указывал недостаточное развитие православной жизни на юге Приморья: «Прибыв во Владивосток (письмо датировано 4 июня 1894 г. – Прим. ред.), я застал именно то, что ожидал по имевшимся у меня сведениям: вместо высоко поднятого в этой русской столице на Тихом океане православного знамени я нашел лишь весьма слабое его представительство, слабое не качеством лиц, а ничтожным составом, бессильным для проявления себя среди жителей, кои под влиянием условий портового города еще менее религиозны, чем все малорелигиозные сибиряки». С. М. Духовской считал, что город Владивосток должен получить епископа, чтобы тем самым еще более возвысить свой статус как конечный пункт Сибирской железной дороги, как места, откуда Православие будет иметь возможность распространения по всему Востоку, в Японии, Китае и вообще на Тихом океане.
Святейший Синод принял постановление об учреждении во Владивостоке самостоятельной епархии в 1896 году. Но Министерство финансов из-за незначительного числа приходов (в Благовещенской оставалось 66, во Владивостокской – 57) не дало согласия на утверждение штатов для духовных консисторий. Поэтому вопрос об открытии епархии был отложен. Может быть, этот срок был бы еще более затянут, если бы не твердое мнение императора Николая II. Ознакомившись с отчетом С. М. Духовского за 1893-1898 годы, он обратил внимание на нерешенную проблему с епископом для Владивостока. В том месте документа, где губернатор написал, что «православный крест должен бы стоять высоко и твердо», Николай II собственноручно подчеркнул эти слова, написав на этой странице отчета «обязательно».
– Император был вообще внимателен к проблемам Дальнего Востока…
– Конечно, еще будучи наследником престола, Николай Александрович во время своего путешествия на восток, побывал в 1891 году во Владивостоке, проехал Южно-Уссурийский край, увидев собственными глазами духовные нужды жителей.
– Как же состоялось окончательное решение в пользу города Владивостока?
– В Петербурге 4 мая 1898 года было проведено соединенное заседание Департаментов гражданских и духовных дел, законов и государственной экономии. Несколько сократили штаты для Благовещенской и Владивостокской консисторий. Это позволило прийти к согласию. Решение принималось по ступеням. Вначале – на Государственном совете, а 4 июня 1898 года уже император своим указом учредил Владивостокскую епархию.
В целом можно сказать, что среди главных причин ее создания пересекаются как церковные, так и государственные интересы:
- Необходимость улучшения управления приходами и церквами в огромном регионе от Приамурья до Камчатки;
- Придание городу Владивостоку статуса важнейшего центра России в Тихоокеанском бассейне.