Беседа с проректором Хабаровской духовной семинарии
– Отец Петр, вы защитили две диссертации по истории духовного образования в России. Можете ли вы дать оценку процессам, протекающим сегодня в этой сфере?
Изучать историю интересно и полезно: всегда можно проанализировать и усвоить опыт предшествующих поколений. Изучая историю богословского образования, различные реформы в этой области, которые происходили в конце XIX- начале XX века, весьма полезно сравнить, сопоставить исторические факты с событиями сегодняшнего дня, поскольку тогда, как и сегодня, духовная школа стремилась соотнести свое развитие с актуальными задачами церковной деятельности.
Задача духовных учебных заведений сегодня, как и столетие назад, – готовить таких священнослужителей, которые, живя в современном обществе и оставаясь преданными Христу, будут благовествовать миру на доступном языке, приобщая россиян к благодатной жизни Церкви.
Собственно протекающие сегодня процессы в системе духовного образования – отражение большой внутренней работы церковного образовательного сообщества, цель которой – сохранить традиции духовной школы и вместе с тем сориентировать семинарии и академии на решение современных задач.
– Каков Ваш прогноз по дальнейшему развитию православной образовательной системы?
Очень даже позитивный! Сегодня я вижу реальные изменения в alma mater – Московской духовной академии. Студенческая инициатива и деятельность молодых преподавателей в академии становится все более востребованной, уже видны реальные сдвиги по целому ряду научных направлений.
В духовном образовании сейчас время перемен и атмосфера ожидания. По-моему, самое главное сегодня, что академия смогла преодолеть наметившийся было разрыв поколений в преподавательской корпорации. На академических кафедрах в «Православной энциклопедии» уже работают молодые церковные ученые – интересные, самоотверженные, перспективные. И точно такое же поколение студентов мы видим в академических аудиториях, студентов, которые знают, для чего они пришли в высшую духовную школу.
Понимая, что Московская духовная академия задает тон в развитии духовного образования нашей Церкви, я убежден, что и региональные школы очень скоро выйдут на должный уровень развития.
– Достаточно ли в России духовных школ?
Если считать семинарии, то у нас сейчас в стране их порядка 30-ти. С точки зрения количества православных россиян, это мало. Другой вопрос – качество образования в семинариях и условия их деятельности.
Здесь я бы выделил две существенные проблемы. Первая – отсутствие порой должной материальной базы для развития духовных учебных заведений, вторая – кадровая проблема.
– Принятые недавно поправки в законодательство, дающие право на госаккредитацию духовных учебных заведений, – это исторический шаг в развитии системы духовного образования?
Это действительно большой шаг вперед. Студенты духовных учебных заведений получают шанс выпускаться с дипломами государственного образца. Выпускник семинарии или регентской школы с таким дипломом легко сможет устроиться в гуманитарной сфере, например, учителем в школу или иное светское образовательное учреждение. Учитывая дефицит сельских учителей, можно представить масштаб положительного воздействия на образовательную среду учителя-священника или, например, его супруги.
Аккредитованное духовное учебное заведение, диплом которого признается государством, становится полноценным членом отечественного вузовского сообщества. По сути только теперь, с принятием поправок происходит реабилитация духовного образования в нашей стране. Ведь с революции 1917 года и до сих пор академии и семинарии существовали за границами национального образования.
– И в завершение скажите, как «заставить» батюшку «со стажем» получить высшее духовное образование?
Я всю свою непродолжительную жизнь воспринимал как закон фразу «век живи – век учись». Мне кажется, она особенно актуальна в отношении священства.
Безусловно, главное для пастыря – быть духовным светочем, наставником и путеводителем к Богу, но вопрос его образования также важен. Большинство из знакомых мне верующих людей – мирян или уже священников – это новообращенные в прошлом христиане. И в большинстве случаев их обращение ко Христу стало результатом искреннего и понятного слова священнослужителя.
Можно даже сказать, что получение высшего духовного образования означает подтверждение права священнослужителя учить. А ведь по слову Спасителя мы должны именно научить, а затем крестить. Священнослужитель, который не в состоянии ответить на вопросы преподавателя по катехизису или Священному Писанию – это, по меньшей мере, странно.
Вопрос получения священнослужителями высшего духовного образования вообще не обсуждаем, он уже решен Архиерейским собором и решен положительно. По большому счету, это вопрос церковной дисциплины.
Беседовал Михаил Романов