Мы обратились к председателю миссионерского отдела Владивостокской епархии игумену Иннокентию с просьбой высказаться по поводу культового почитания Славика.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что об этом мальчике и его так называемых пророчествах уже несколько лет пишут в разных светских изданиях, одним словом, шуму много. Но нужно быть очень осторожными, чтобы различать действие духа заблуждения и суеверия. К нам в епархию из Челябинска поступило специальное обращение от митрополита Челябинского и Златоустовского Иова. В нем все верующие предупреждаются об опасности ложного культа почитания «отрока Вячеслава Чебаркульского».

Сегодня вместе с настоящим почитанием святых, верою и житием угодивших Богу возникают различные культы поклонения лжесвятым и лжепророкам, кощунственно использующим церковную обрядность и откровенно враждебным духу веры, истины и любви. Таков и самоизмышленный культ поклонения «отроку Вячеславу», имеющий место в городе Чебаркуле и усиленно распространяемый группой антицерковно настроенных людей через брошюры, книги и аудиопродукцию. Совершаются паломничества к его могиле, причем земля, взятая с нее, используется в магических, отвергаемых Православной Церковью, ритуалах; написаны акафист и соответствующая икона

Известность к мальчику, именуемому не иначе как «святой отрок Вячеслав», пришла после издания его матерью В. А. Крашенинниковой книги воспоминаний, озаглавленной «Чудеса и предсказания отрока Славика», и ряда других книг. Эти книги достаточно широко рекламируются как «православные»; некоторые из них даже имеют благословения, полученные обманным путем.

С совершенной убежденностью можно констатировать: писания В. А. Крашенинниковой и людей ее круга, посвященные «отроку Вячеславу», никакого отношения к православию не имеют. Покойный Вячеслав Крашенинников, в понимании Русской Православной Церкви, не являлся ни пророком, ни мучеником, ни святым. Высказываемые им суждения о религиозных истинах могут восприниматься серьезно только в контексте отношения к ним взрослых и духовно заблудившихся людей – людей, очень часто преследующих корыстные, далекие от подлинной религиозности цели.

Понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но, понимая и разделяя эту скорбь, с горечью можно констатировать, что последующие ее действия, направленные к возбуждению общественного мнения и почитанию покойного ребенка как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых.

Причину появления этого культа нужно видеть прежде всего в славолюбии, в необузданной человеческой гордыне, в стремлении выделиться среди себе подобных особой близостью к Богу, причастностью к каким-то сверхчеловеческим возможностям, способностям и тайнам. Но это путь, ведущий к погибели, ибо только смиренных возвышает Господь, сказавший о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Не в религиозном поклонении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве, прежде всего, в молитве о нем матери.

Православная церковь в своем предстоянии пред Престолом Божиим поминает всех своих чад, от века почивших. С древних времен все угодники Божии до момента канонизации поминались только во время совершения панихид и заупокойных литий. Лишь факт канонизации позволял служить им молебны и акафисты. Только далекие от Церкви люди могут, подобно представителям группы В. А. Крашенинниковой, столь грубо пренебрегать этим многовековым опытом молитвы.

Церковные суеверия

Суеверия, как правило, основаны на ложных представлениях о Боге и Церкви, на искаженном понимании православного богословия и церковных канонов, на языческих предрассудках, обрядоверии и ложном мистицизме, на механическом отношении к святыням и таинствам Церкви. Наиболее типичные примеры церковных суеверий, связанных с праздниками, таинствами и обрядами:

 

Поминовение усопших: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12 часов, т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на помин души, получают усопшие и др.

 

День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.

 

Суеверные побуждения к крещению: «чтобы грыжа зажила; чтоб ребенок меньше плакал; чтобы не сглазили; прося назвать крещаемого другим именем (тайным), чтобы не сглазили.

 

Исповедь. Люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться, грехи перечисляют без покаяния. Просят разорвать листок со списком грехов, воспринимая это как священнодействие.

 

Причащают детей, чтобы «животик не болел», взрослые причащаются для поднятия гемоглобулина. Некоторые понимают причащение как «прочищение» организма.

 

Венчание: гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.

 

Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.

 

Неправильное почитание икон (какая икона лучше: Казанская или Владимирская?)

 

Заблуждения со свечами: загадают желание и ждут, пока свеча догорит, чтобы оно исполнилось.

Это далеко не полный перечень суеверий, распространенных среди людей. Можно заметить, что значительная часть суеверий выражает стремление к достижению телесного здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, целителям и от них получают указания суеверного характера.

Добавить комментарий

Войти через соцсети