Петр Крутицкий (Полянский), Сергий (Страгородский), Агафангел (Преображенский)
10 декабря 1925 г. в Москве был арестован местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр Крутицкий (Полянский). За несколько дней до ареста, 6 декабря, он оставил распоряжение о своих временных заместителях.
Заместителем Местоблюстителя стал митрополит Сергий (Страгородский). В дальнейшем ход церковной жизни показал, что такая практика порождает много бедствий, соблазнов и недоумений.
22 декабря 1925 г. в Донском монастыре собралось 10 епископов, объявивших себя Временным высшим церковным советом (ВВЦС). Членам ВВЦС обманным путем удалось добиться от митрополита Петра при свидании с ним в тюрьме ОГПУ резолюции о передаче временного управления коллегии из 3 архиереев во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским).
Митрополит Сергий (Страгородский) не подчинился резолюции митрополита Петра на том основании, что архиепископ Григорий скрыл от митрополита Петра тот факт, что другие члены коллегии приступить к управлению не могут. Произошел раскол Тихоновской Церкви. Сторонники архиепископа Григория стали называться григорианами, а сторонники митрополита Сергия – сергианами. Между этими двумя группами началась борьба, в ходе которой как ВВЦС, так и митрополит Сергий намного превысили свои полномочия. Причем и «григориане» и «сергиане» признавали митрополита Петра своим первоиерархом и возносили его имя на богослужениях.
На Дальнем Востоке деятельность григорианского ВВЦС началась в г. Благовещенске в 1926 г. В июле 1927 г. на Благовещенскую кафедру был назначен епископ Серафим (Поляков), управлявший Благовещенской епархией до 1929 г. В связи с тем, что распространение григорианства на Дальнем Востоке началось с Благовещенска, у нас это течение часто называлось благовещенским.
В 1928 г. григорианство стало укрепляться во Владивостокской епархии. Согласно докладной записке зам. начальника владивостокского ООГПУ Коркина от 12 сентября 1928 г. во Владивостокском округе григорьевцы имели 8 церквей и 8 священнослужителей.
Во Владивостоке им была передана Свято-Никольская церковь по ул. 2-ая Матросская, д. 2. В постановлении Владивостокского окружного административного отдела за номером 359 от 8 июня 1928 г. говорится: «Владивостокский Окружной административный отдел, рассмотрев ходатайство группы верующих православных христиан-староцерковцев Благовещенского толка о передаче им в пользование церкви и имущества в г. Владивостоке по 2-ой Матросской улице, ПОСТАНОВЛЯЕТ: впредь до разрешения вопроса допустить группу верующих под личной ответственностью гр. Толмакова М.Г. к пользованию зданием и имуществом церкви по 2-ой Матросской г. Владивосток». Настоятелем церкви был назначен протоиерей Шалин Иван Васильевич.
В декабре 1931 г. была передана григорианам Вознесенская церковь по ул. 2-ая Круговая, д. 7. Настоятель – священник Червонный Пантелеймон Кононович.
В 1929 г. на Владивостокскую кафедру ВВЦС был назначен епископ Иринарх (Павлов), управлявший григорианской епархией до 1931 года. 2 июня 1931 г. он был арестован, а 2 декабря осужден на 3 года ИТЛ. После освобождения проживал в Куйбышевской области. В 1937 г. снова арестован, находился в куйбышевской тюрьме. Расстрелян 28 ноября 1937 г.
Никольская григорианская церковь была закрыта в 1934 г., а Вознесенская – в 1936 г.
Успенская кафедральная община староцерковцев приняла сергиевскую ориентацию. В 1926 г. она заключила договор с Владивостокским горсоветом о бессрочном и бесплатным пользовании зданием и имуществом Успенского молитвенного дома по ул. Посьетская, 33.
В конце 1926 г. митрополит Сергий был арестован. Поводом для ареста послужила попытка осуществить избрание Патриарха путем тайного сбора подписей среди архиереев. Эта затея была канонически сомнительна, ибо Собор, как живое личное единение в Святом Духе, не может быть заменен никаким «сбором подписей», а политически – чрезвычайно опасна. Большинство опрошенных епископов высказались за кандидатуру митрополита Кирилла (Смирнова), у которого осенью 1926 г. истекал срок ссылки. ОГПУ начало массовые аресты епископов по делу «контрреволюционной группы, возглавляемой митрополитом Сергием». В это время были сосланы не менее 40 епископов. Митрополит Кирилл получил дополнительный срок ссылки. Сам он был против этой затеи.
20 марта 1927 г., когда судебные репрессии против епископов все возрастали, митрополит Сергий был неожиданно освобожден. 18 мая он собирает несколько епископов (состав которых предварительно был согласован с ОГПУ), образует Синод, получивший название «Патриарший» и становится председателем этого Синода.
Получив в ОГПУ справку о регистрации, митрополит Сергий начинает целенаправленные изменения состава иерархии Российской Церкви. Ссыльные епископы увольнялись на покой, возвратившиеся из ссылки и «неблагонадежные» епископы переводились на дальние окраины, начались хиротонии (возведение в сан) и назначения бывших обновленцев.
29 июля 1927 г. митрополит Сергий с членами своего Синода издал декларацию, разделившую российскую Церковь на сторонников компромисса с безбожной властью и сторонников церковной свободы. В декларации говорилось об обещании верности и преданности государству, поставившему своей целью уничтожение религии и признании радостей и успехов Советской власти своими радостями и успехами. Для практического исполнения декларации 21 октября 1927 г. митрополит Сергий издал указ о поминовении на богослужениях Советской власти.
Среди церковного народа, духовенства и епископов возник протест против политического курса митрополита Сергия, что привело к образованию оппозиции как внутри страны, так и за рубежом.
Первым, кто заявил свой протест, был Архиерейский собор РПЦЗ, издавший окружное послание 9 сентября 1927 г., в котором объявили о прекращении административного общения с митрополитом Сергием. В Советском Союзе со своими протестами выступили епископы Виктор (Островидов), Димитрий (Любимов), Сергий (Дружинин), Алексий (Буй) и др.
6 февраля 1928 г. заявила свой протест Ярославская епархия, возглавляемая митрополитом Агафангелом (Преображенским) и его викариями архиепископами: Серафимом (Самойловичем), Варлаамом (Ряшенцевым), епископом Евгением (Кобрановым) и митрополитом Иосифом (Петровых), в то время проживавшим в Ярославской епархии.