Церковное хоровое пение – особое, у него свой стиль. И музыкальное образование не всегда гарантирует успех
Маргарита Костевич
В этом году в рамках Х Дальневосточных Образовательных чтений, посвященных памяти св.св. Кирилла и Мефодия по традиции прошел концерт хоровой духовной музыки. Певческий уровень значительно вырос за последние несколько лет. Однако проблем у церковных хоров еще достаточно много и они нуждаются во всестороннем обсуждении. Поэтому привлечь внимание к данной теме очень актуально.
Голос Собора
Регент Архиерейского хора Покровского кафедрального собора во Владивостоке Людмила Ивановна Макаренко занимается именно церковным пением уже 20 лет. По ее мнению, певчие должны сопровождать своим песнопением службу, а не превращать в концерт. Ведь хор – это голос Собора.
– Я приехала во Владивосток около 10 лет назад и служила сначала в Архиерейском хоре Свято-Никольского кафедрального собора. Тогда мы тесно сотрудничали с Тихоокеанским симфоническим оркестром и даже выпустили совместный диск. В 2005 г. нас пригласили на фестиваль духовной музыки. А последние два года я являюсь регентом Архиерейского хора Покровского кафедрального собора.
– Людмила Ивановна, а чем церковный хор отличается от светского?
– Прежде всего, тем, что это очень напряженная работа. Каждое воскресенье мы должны петь новые гласы. В субботу проходят спевки, репетиция. Поясню, что существуют специальные мелодические шаблоны, по которым исполняется тот или иной религиозный гимн или песнопение. Но слова всякий раз могут быть разными. Таковы каноны. Кроме того, я считаю, что певчий в церковном хоре должен понимать смысл происходящего во время службы. А для этого необходима вера. От себя заметим, что с точки зрения вокала участие в церковном хоре – отличная школа. Многие знаменитости начинали именно оттуда.
– Сегодня наша главная проблема – кадры, – говорит Людмила Макаренко. – Особенно не хватает мужских голосов. А наше пение – каноническое. Так что испытываем определенные трудности. Уровень приморских церковных хоров достойный. Изабелла Крыловская, доцент кафедры искусствоведения ДВГТУ, певчая церковного хора, давно занимается историей русского вокального искусства. Она говорит, что гонения на церковь в советское время привели к тому, что вековые традиции церковно-певческого искусства стали забываться. И сегодня приходится прилагать немало трудов, чтобы возродить церковно-певческую культуру и обеспечить ей стабильное функционирование и развитие.
Одна из важнейших задач, решение которой, несомненно, поможет возрождению православной музыки в наших храмах, – это подготовка певчих и регентов. Нужно сказать, что это особое занятие. В Приморском крае есть несколько специализированных музыкальных учебных заведений, где осуществляется подготовка по хоровым специальностям. Но она ориентирована на светскую практику. Руководитель церковного хора – регент – фактически должен уметь все то же самое, что и дирижер хора светского. Но при этом он в совершенстве обязан владеть всей спецификой службы в храме, а в светском учебном заведении его этому не научат.
Объясняя сложности работы с церковным хором, Изабелла Ильинична приводит такое образное сравнение: – Я всегда говорю своим студентам (будущим регентам): если у светского хорового дирижера ухо должно быть направлено вперед, к хору, то у регента должно быть словно еще одно ухо – на затылке. Ему постоянно необходимо слушать, что поют и читают в алтаре, он должен быть постоянно в контакте со служащими священниками, очень чутко реагировать на все нюансы службы и вовремя подавать сигналы хору, чтобы голос клира был естественным продолжением литургического диалога.
Регент обязан иметь четкое представление о чине, т.е. порядке совершения различных церковных служб, чтобы правильно подобрать необходимые ноты, тексты, повторить с певчими соответствующие обиходные песнопения. Для этого нужно либо иметь большой практический опыт, либо пройти специальный курс литургики, который преподается на кафедре теологии и религиоведения ДВГУ и отделении древнерусского певческого искусства ДВГТУ.
На самом деле, это удивительно, что в техническом вузе готовят специалистов в области церковного пения. Отделение Древнерусского певческого искусства на кафедре искусствоведения ДВГТУ создано четыре года назад. Инициатива епархии, департамента образования, руководителя кафедры – доктора искусствоведения Галины Алексеевой дала свои результаты. Две трети учащихся поют в храмах Владивостока. Есть студенты из Артема, Лучегорска, Фокино. Помимо преподавателей нашей кафедры, – отмечает Изабелла Ильинична, – студенты имеют возможность брать уроки певческого мастерства у специалистов Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (г. Москва). Занятия проходят в духовно-просветительском центре храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Владивостока через отлаженную систему видео интернет-конференций. Все это позволяет возродить и укрепить традиции церковного пения в Приморском крае. Нам есть к чему стремиться, куда расти.