На вопросы отвечает игумен Алексий (Несмеев)
– Честные отцы, подскажите: 1. После посещения вечерней службы необходимо ли дома читать вечернее правило, а также перед утренней службой утренние молитвы? 2. В пост необходимо ли ужесточать его, если готовишься к причастию?
– После вечерней службы или перед утренней нужно совершать молитвенное правило. В пост можно усугублять свое молитвенное правило, но только по благословению духовника или священника, к которому постоянно ходите на исповедь.
– Хотел задать вопрос о новорожденных и их жизни до крещения. Можно ли читать молитвы над ними (какие), положить в кроватку икону и как вообще с ними обращаться до крещения??? И еще вопрос об очистительных молитвах для матери ребенка. Когда они читаются? Сразу после 40 дней очищения и прихода в храм? Как я понимаю, без очистительных молитв нельзя матери участвовать в таинствах? А присутствовать на крещении ребенка можно или как раз до этого необходимо прочитать молитвы? Спаси Господи. С уважением, Роман.
– Молиться о некрещеных младенцах можно келейно, т. е. на домашней молитве. Икона – это не талисман, поэтому в кроватку класть ее не нужно. Молитвы на очищение читаются на 40-й день после родов. Если крещение совершается до этого срока, тогда мать не может присутствовать при совершении таинства крещения. Если же крещение совершается после 40 дней, но очистительные молитвы не читались, тогда нужно обратиться к священнику, совершающему крещение, прочитать эти молитвы над матерью до начала таинства.
– В народе бытует выражение «Фома неверующий». Ведь оно косвенно связано с апостолом Фомой, а применяют его обычно к неверящим людям по их упрямству или невежеству. Допустимо ли православному человеку употреблять это выражение? Вот и у Михалкова есть стихотворение про мальчика Фому (который ничему не верил и попадал из-за этого в разные неприятности). Можно ли его читать ребенку?
– Слова Фомы «пока не увижу, не потрогаю – не поверю» – связаны не с его неверием, а с досадой, что он не увидел любимого Господа, и с желанием Его поскорее увидеть. Поэтому можно сделать соответствующие выводы.
– Скажите, пожалуйста, не плохо ли думать о себе, что ты не лучше и не хуже других, т. е. держаться золотой середины? Спасибо.
– Попробуйте один день прожить по Евангелию и увидите себя, что хуже всех. Дело не в том, чтобы думать, а чтобы видеть. Великие святые видели себя хуже всех. Праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если бы другие знали то, что знаю я, были бы святыми, а я нерадивый грешник». Почитайте письма схиигумена Иоанна (Алексеева) и другие творения святых отцов, и тогда этот вопрос для вас прояснится.
– Богородица одна, а икон, названий и праздников много, как это можно понимать? Почему так получается? Я не совсем этого понимаю.
– Существует много икон, т. е. изображений, Божией Матери, например: Смоленская, Казанская, Владимирская, Донская и т. д. Есть также церковные праздники, посвященные Богородице, например: Рождество Божией Матери, Успение Божией Матери, Покров, Благовещение.