Современному человеку легко затеряться в круговороте жизни и сложно обрести цель, поскольку в нашем мире все меняется с поразительной быстротой. Существует множество мнений о смысле жизни человека. Кто-то утверждает, что надо жить ради детей, кто-то – ради добра, кто-то говорит – «надо брать от жизни все, ведь живем один раз». Восточная мудрость учит нас о рождении и воспитании сына, постройке дома и посадке дерева. Многие ищут славы, удовольствий, богатств. И все же наша человеческая душа не удовлетворяется этими определениями. Наша душа ищет утраченный рай, она ищет Живого, Премудрого, Любящего Отца Небесного, только вот не хватает собственного ума, сил и опыта сформулировать эту потребность, эти вечные ценности, к тому же, множество ложных учений становится препятствием к постижению нами Истины. Святая Православная Церковь во все времена несла людям свет Христов, благодатную весть о Спасении человеков. Вот и на обозначенную проблематику у нас есть свой взгляд, достойный внимания.

Смысл жизни человека, по учению Святой Православной Церкви, заключается в восстановлении благодатного союза с Богом. Слово «религия» в переводе с латыни означает благоговейное соединение. Этот благодатный союз был когда-то утрачен Адамом и Евой в результате преслушания Творцу. Бог по преизобилующей любви призвал человека из небытия, наделил его Своим образом (дух наделен свободной волей, разумом и чувствами) и подобием (способностью по нравственным совершенствам уподобиться Творцу). Предназначение человека заключалось в познании своего Творца 1 , общении с Ним2, познании и возделывании окружающего мира, созданного для человека.

Сотворив человека, Бог стал воспитывать его, чтобы человек формировался существом послушным и благодарным. Для этого Бог дал ему заповедь не вкушать плод от древа познания добра и зла. Как известно из Библейского повествования, человек своего предназначения не исполнил, в благодатном состоянии не устоял, заповеди не сохранил. Дьявол своими внушениями сначала Еву усомнил в правдивости слов Божьих, она пала, а потом Ева предложила запретный плод Адаму, и Адам пал. Обличив человека во грехе, Творец не услышал покаянного прошения от человека, а услышал препирательство, сваливание вины Адамом на Еву, Евой на дьявола. В результате такого поведения Бог разрывает с человеком внутренний, нравственный, таинственный, благодатный союз, и с этого момента начинается всемирная история отпавшего от Бога человека, участниками которой мы все являемся на определенном ее рубеже.

Сразу по грехопадении человеческая природа помрачается. Последствия этого помрачения мы все на себе несем как наследники Адама и Евы. В первую очередь у человека помрачилось религиозное чувство. Он перестал чувствовать Бога своим сердцем. Тех людей, которые не чувствуют Бога своим сердцем, мы называем атеистами. Есть и другая категория лиц, которые неправильным образом реализуют вложенное в человеческую природу религиозное чувство – занимаются магией, астрологией, увлекаются суетными философскими учениями, ходят в секты. Говорят, что Бог один, а путей к Нему много. Это утверждение неверно. Бог один, и истинный путь к Нему один. А все остальное от людей и дьявола, стремящихся подделками под истину отвлечь человека от пути Спасения. Правильная реализация религиозного чувства человека заключается в ведении боголюбивого, благочестивого, христианского церковного образа жизни.

Помимо этого, человеческая природа стала подвержена болезням, и над ней стал царствовать закон смерти. И конечно, в отрыве от Творца человек стал удобопреклонным к злу, развращенным, лживым, падшим. Поэтому в своей духовной жизни мы должны вывести свою падшую душу из этого состояния через ее благодатное преображение.

Для того чтобы восстановить благодатный союз с Богом, мы должны возрастать в познании Творца и в благодати. Чтобы возрастать в познании Творца человек должен любить Бога и исполнять Его Заповеди, тогда он будет наслаждаться наградой праведника. А если человек не будет любить Бога и будет нарушать Его Заповеди, то у такого человека будет награда беззаконника – скорби, болезни, неприятности. Бог есть Любовь, и чтобы наша взаимная, ответная любовь была просвещенной, мы должны читать Евангелие. Там мы узнаем, в чем заключается любовь Бога к роду человеческому, в чем заключается искупительная жертва Христа 3, что нам необходимо делать, чтобы получить оправдание на Страшном Суде и достичь Царствия Небесного. Для того чтобы возрастать в благодати, мы должны участвовать в церковных таинствах, в которых нашему сердцу эта благодать и сообщается. Это таинства крещения, миропомазания, исповеди, причастия, венчания, соборования и священства.

В течение нашей жизни мы также должны сбросить с себя власть дьявола. Очень важным мировоззренческим вопросом является вопрос, как дьявол держит власть над человеком. Держит он ее следующим образом: внушает свои гадкие, мерзкие помыслы под видом наших собственных. Людям невоспитанным дьявол внушает откровенную грязь – учит человека убивать, грабить, насиловать. Людям благовоспитанным дьявол явную грязь не внушает, таких он их берет более изощренным способом – плохие помыслы внушает под видом хороших – мечтания, воспоминания, подозрительность, ревность, желания употреблять спиртные напитки, курить, врать, материться, уныние, мысли о самоубийстве и т.п. Для того чтобы сбросить с себя власть дьявола, необходимо вести внимательный внутренний образ жизни, отслеживать помыслы и противиться им, говоря так: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всех мыслей, которые ты мне внушаешь», терпеливо призывая при этом молитвенно благодатную помощь Божью.

Есть только одно прямое доказательство существования Бога – когда человек чувствует Бога своим сердцем. Наличие загробной жизни человека доказывается случаями клинической смерти. Человек умирает, получает посмертный опыт, потом его либо врачи реанимируют, либо он сам оживает, рассказывает, что он видел на том свете. Такое явление имеет достаточно массовый характер, чтобы говорить о неединичных случаях.

Христианство имеет богооткровенный характер – общий и индивидуальный. Бог открывает Себя 4 сразу всем человекам и конкретно каждому человеку. Всем человекам Бог открывает Себя в Священном Писании, ибо оно написано пророками и апостолами по внушению Духа Святого. Конкретно индивидуально Бог дает Себя почувствовать, уразуметь человеку.

Исходя из вышесказанного, человеку необходимо любить Бога, жить по Его заповедям, насаждать в душе нетленную красоту христианского совершенства, упражняться в добродетелях – посте, молитве, добрых делах, обретать благодать в церковных таинствах, соединять доброе в своей душе с премудростью, храня чистоту.


1 Нам не дано видеть воздух, и пощупать его, однако мы можем видеть как его перемещения колышат листву, возносят предметы, так и Бога не видим, но можем уразумевать Его действия.
2 Молитва есть способ общения с Богом. От человека молитва бывает просительной, благодарственной, покаянной, славословной, Бог обращается к нам словами Священного Писания – Библии, когда мы благоговейно читаем ее. Библия есть слово Божье на человеческом языке. Смысл Библии – воспитать человека в деле его Спасения.
3 Искупительная жертва Христа заключается в том, что Господь Иисус Христос бессеменно зачат от Духа Святаго, воплотился через рождение от Пресвятой Богородицы нас ради человек и нашего ради Спасения, показал нам путь восхождения от земли на Небо, оставил нам Евангелие, основал Церковь, установил Таинства, распял наши грехи на кресте, воскрес, показав пример нашего Воскресения.
4 Бог есть Дух (Ин.2.24). Во свете живет неприступном (1-е Тим.6.16.).Бог есть любовь(1-е Ин.4.8.). Мы поклоняемся Богу сотворившему Небо и Землю (Быт.1.1.;Откр.14.7.). Бог один по существу и Троичен в Лицах (вопреки обезличиванию творца в пантеизме – растворении Бога в природе и космосе – в творении)(Быт. 1. 26);(Мф. 11.16-17). Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный, безначальный, бесконечный, бестелесный, Бог сама Премудрость.

от Иеромонах Тихон (Иршенко Александр Валерьевич)

Родился 9 августа 1973 года. В 1996 году закончил ДВГУ с отличием. Окончил аспирантуру в 1999 году. 26 сентября 2000 года был пострижен в монахи с именем Тихон в честь Патриарха Московского и всея Руси Тихона. 12 ноября 2000 г. был рукоположен Епископом Владивостокским и Приморским Вениамином во иеродиаконы. 19 декабря 2000 года рукоположен во иеромонахи в день чествования Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. С 1 сентября 2002 года - клирик прихода храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского г.Владивостока. Закончил Московскую духовную семинарию 2004 г. Преподаватель Владивостокского духовного училища (по предмету Основное богословие). С 2002 года - начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Епархиального управления. Учащийся 4 курса Киевской Духовной Академии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети