Просвещенное благодатью сердце вмещает глубокие переживания, связанные с призванием к жизни с Богом. И призвание, и научение совершаются Творцом в отношении Своего творения по непостижимому промыслу. Такое возвышенное одухотворение Богом озаряет всё бытие человека.

Призвание у каждого человека происходит по-разному. Кого-то воспитали в этом, кто-то через болезнь или утрату обрел ведение, кто-то был озарен на литургии, кого-то вразумило чудо, кто-то через занятие оккультизмом с последующим обращением познал Истину. Иной через секты, вкусив плоды лжи под видом добра, обрел Путь, Истину и Живот (Ин 14:6), другой с чистым сердцем читал псалтырь, Евангелие, и благодать коснулась человеческого сердца. Конечно, первым вопросом на все времена останется вопрос о бытии или небытии Творца. Казалось бы, вопрос философски решен, невозможно доказать небытие Творца, впрочем, доказать Его бытие убедительно – очень сложная задача. Это, возможно, может усложниться субъективным восприятием человека, сопряженным с ожесточением его сердца, вызванного неудачами жизни или тайными грехами, производящими странное восприятие, отягощенное самообманом, вызванным нежеланием принимать обличения совести, а потому отвергающим Творца.

Предваряя доказательства бытия Творца, хотелось бы отметить, что они именно в своей совокупности оставляют интересное ощущение, порознь не все сильны и убедительны, а вместе весьма эффектно свидетельствуют в пользу признания бытия Божия.

  1. Доказательство первое (Фома Аквинский). В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог – недвижимый Движитель.
  2. Доказательство второе, космологическое (Фома Аквинский). Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать «беспричинная причина», первопричина всего последующего. Это и есть Бог.
  3. Доказательство третье (Фома Аквинский). Все предметы мира находятся во взаимосвязи и взаимоотношении друг с другом, и их существование возможно только во взаимосвязи и взаимоотношении. Однако бесконечный поиск предшествовавших друг другу взаимоотношений и взаимосвязей бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, абсолютно независимое и совершенно самодостаточное. Это и есть Бог.
  4. Доказательство четвёртое (Фома Аквинский). В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание сложности строение предметов и существ (например, от насекомого до человека), нескончаемое всеобщее стремление к совершенству. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, являющееся источником всякого совершенства. Это и есть Бог.
  5. Доказательство пятое, телеологическое (Фома Аквинский). В окружающем мире наблюдается определённый порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, установившего этот порядок. Это и есть Бог.
  6. Доказательство шестое, нравственное, антропологическое (Эммануил Кант). Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, учреждающего и утверждающего нравственность, награждая добро и наказывая зло.
  7. Доказательство седьмое (Августин, Кальвин). Всякий нормальный человек рождается с идеей о Боге, внедрённой в само его сознание. Эта идея бывает подавлена в людях неправедных (Рим. 1:18). По мере роста человек всё яснее осознаёт её. Критические жизненные ситуации зачастую побуждают эту идею к жизни.
  8. Доказательство восьмое, мистическое. Человеку свойственно прямое переживание связи с Богом (Бог ощущается сердцем человека, душой, всем существом), приводящее человека к изумлению и блаженнейшему состоянию, а если соприкосновение происходит при наказании, то приводит к горестнейшему состоянию. Этот опыт соединения с Богом настолько уникален и настолько ошеломляющ, что сам по себе он уже является свидетельством бытия Божия.
  9. Доказательство девятое (Августин). Все люди верят в то, что истина существует. Если Бог является Богом истины и истинным Богом, следовательно, Он и есть Истина. Эта Истина с большой буквы является условием существования всякой другой истины. Таким образом, существование какой-либо истины подразумевает существование и Истины с большой буквы, которая, в свою очередь, означает и существование Бога.
  10. Доказательство десятое, онтологическое (Ансельм). Первая предпосылка: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном. Вторая предпосылка: существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное – то есть Бог – существует, постольку само определение совершенства включает в себя и существование.
  11. Доказательство одиннадцатое (Аристотель). Человек осознаёт свою конечность, ограниченность и смертность. Откуда происходит это сознание? Бог постоянно напоминает ему об этом через Свою бесконечность, безграничность и бессмертие. То есть, конечность человека сама по себе является доказательством существования бесконечного Бога.
  12. Доказательство двенадцатое (Августин, Фома Аквинский). Человек безутешен. Он жаждет благословения. Этой жаждой наделил его Сам Бог, чтобы человек нигде не мог найти утешения, пока не обратится к Богу. Присутствие этой жажды в человеке является косвенным доказательством бытия Божия.
  13. Доказательство тринадцатое (Беркли). Человек способен воспринимать (чувствовать) окружающие его предметы, что не может являться следствием ни каких-либо физических явлений, ни волеизъявлением самого человека. Следовательно, эта человеческая способность к восприятию подразумевает существование Бога как единственного разумного объяснения этой способности.
  14. Доказательство четырнадцатое, экзистенциальное. Бог являет себя людям через Евангельское откровение – провозглашение Своей любви, прощения и оправдания человека. Человек, принявший это откровение, сразу узнаёт и Бога. Никакого иного свидетельства не требуется. Бытие Божие не столько «доказывается», сколько «познаётся», и это познание не интеллектуально, а экзистенциально. (Экзистенция – ощущения человека, связанные с переоценкой ценностей, вызванной нахождением в пограничной ситуации, перед лицом смерти или иных подобных шокирующих обстоятельств).
  15. Доказательство пятнадцатое, чудесное. Чудо – это явление, единственно объяснимое существованием и непосредственным сверхъестественным вмешательством Бога. Существует множество засвидетельствованных фактов чудесных событий. Следовательно, существует множество событий, единственным, убедительным объяснением которых может быть существование и сверхъестественное вмешательство Бога. А, следовательно, Бог существует.
  16. Доказательство шестнадцатое, интеллектуальное. Мы знаем, что мир устроен разумно. То есть мы способны разумно познавать его. Следовательно, либо и познаваемый мир, и наш познающий его разум являются продуктом чистой случайности, либо и то и другое создано высшим разумом. Случайность нам кажется менее вероятной. Следовательно, и разумный мир, и сам разум являются порождением высшего разума, т.е. Бога. Следовательно, Бог существует.
  17. Доказательство семнадцатое. Каждому нашему естественному внутреннему желанию или стремлению соответствует реальный объект, способный это желание удовлетворить. Однако присутствует в нас и такое желание, которое не может быть удовлетворено ничем временным, ничем земным, ничем тварным. Следовательно, должно существовать нечто превосходящее всё временное, земное и природное. Это «нечто» люди и называют Богом и вечной жизнью с Ним.
  18. Доказательство восемнадцатое, эстетическое. Музыка Баха (Пушкин, Моцарт, Андрей Рублев и т.д.) – искусство, прославляющее Творца, а равно и необычайный гений человека свидетельствуют косвенно, что Бог есть.
  19. Доказательство девятнадцатое, религиозное. Множество людей разных времён и разных культур имели опыт общения с Божественным. Невозможно допустить, чтобы все они настолько одинаково «ошибались» в описании природы и содержания этого опыта. Следовательно, Божественное существует.
  20. Доказательство двадцатое, общественное. Вера в Бога – в верховное Существо, которому по праву надлежит поклонение и прославление всего сущего, является общей чертой практически всех народов мира. Невероятно, чтобы все эти люди были неправы относительно этого самого важного и значительного элемента их жизни. Гораздо более вероятно, что они были правы, а следовательно, Бог существует.
  21. Доказательство двадцать первое (Паскаль). Разумное доказательство существования Бога невозможно, однако то или иное решение об Его бытии-небытии каждый из нас принять должен. Если вы решите, что Бог есть, то вы ничего не потеряете, даже если после вашей смерти окажется, что вы были неправы. Если же вы решите, что Его нет, и ошибётесь, то вас ждёт страшное наказание. Если вы выиграете, то получите всё, если проиграете, то не потеряете ничего.
  22. Доказательство двадцать второе. Дьявол держит власть над человеком, внушая свои гадкие, мерзкие помыслы под видом наших собственных. Обнаруживая это, посредством внимательного внутреннего образа жизни мы открываем для себя бурное бытие врага рода человеческого, а это значит, есть Тот, Кому он противится – Бог.
  23. Доказательство двадцать третье. Наличие загробной жизни подтверждается посмертным опытом людей, побывавших в состоянии клинической смерти, что косвенно указывает нам на бытие Творца.
  24. Доказательство двадцать четвертое. В пользу бытия Бога свидетельствует наличие нравственного Закона, внешне обнаруживаемого в мире человеческом. У животных нет заповедей и наказаний за их нарушение, соответственно, нет и болезней, связанных с их беспорядочным размножением. Человек ограничен в своем произволе Заповедями Божьими, в частности, нарушая седьмую заповедь, человек обрекает себя на наказание, одним из которых возможны сопутствующие беспорядочному половому образу жизни болезни.
  25. Доказательство двадцать пятое. Совесть – весть о Боге в душе человека, глас Божий. Совесть может обличать, известны муки совести, ее противность нечестию при целостности человека свидетельствует об ее Источнике – Боге.

Можно обратиться к Самому Творцу с молитвенным прошением об удовлетворении ответственного и искреннего желания богопознания.

 

от Иеромонах Тихон (Иршенко Александр Валерьевич)

Родился 9 августа 1973 года. В 1996 году закончил ДВГУ с отличием. Окончил аспирантуру в 1999 году. 26 сентября 2000 года был пострижен в монахи с именем Тихон в честь Патриарха Московского и всея Руси Тихона. 12 ноября 2000 г. был рукоположен Епископом Владивостокским и Приморским Вениамином во иеродиаконы. 19 декабря 2000 года рукоположен во иеромонахи в день чествования Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. С 1 сентября 2002 года - клирик прихода храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского г.Владивостока. Закончил Московскую духовную семинарию 2004 г. Преподаватель Владивостокского духовного училища (по предмету Основное богословие). С 2002 года - начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Епархиального управления. Учащийся 4 курса Киевской Духовной Академии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети