Русский православный храм в Токио, перешедший к Американской митрополии РПЦЗ после Второй мировой войны

Взаимоотношения Зарубежного Синода с Северо-Американской митрополией

В 1946 г. Русское православие в Северной Америке было представлено двумя юрисдикциями. Первой была Северо-Американская митрополия РПЦЗ, возглавляемая митрополитом Феофилом (Пашковским) и включавшая около 300 приходов, а также экзархат Московской патриархии (МП), во главе которого стоял митрополит Вениамин (Федченков), – 27 приходов. При этом Северо-Американская митрополия в 1946 году рассматривала вопрос о подчинении себе всех приходов РПЦЗ. По свидетельству архиепископа Виталия (Максименко), руководство митрополии обращалось к митрополиту Анастасию с предложением уйти на покой, а приходы Зарубежной Церкви передать в подчинение митрополита Феофила. В его окружении был составлен проект создания комитета из 7 членов для управления всеми зарубежными русскими приходами. Однако митрополит Анастасий отклонил это предложение, а Зарубежный Синод в 1946 году планировал переехать в США и продолжить свою деятельность там.

После окончания Второй мировой войны и подписания императорской Японией 15 августа 1945 года акта о капитуляции она была оккупирована армией США. 27 марта 1946 года Консисторией Японской Православной Церкви (ЯПЦ) и епископом Японским Николаем (Оно) было подано новому патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому) прошение о воссоединении с Московской патриархией. Распоряжением патриарха от 3 апреля 1946 года воссоединение было признано состоявшимся и для урегулирования юридической стороны в Японию в качестве полномочных представителей МП были посланы 2 епископа – Борис (Вик) и Сергий (Ларин). Однако дальше Владивостока они проехать не смогли, т.к. американские оккупационные власти не выдали им виз на въезд в Японию.

Положение ЯПЦ после войны было критическим: множество храмов разрушено, финансовой поддержки ждать неоткуда. Пришлось обратиться за помощью к американским властям. Группа японских клириков во главе с Токуоку Узава добилась созыва внеочередного Собора Японской Церкви, который состоялся в Токио 5-6 апреля 1946 года. На нем было принято решение о подчинении японских православных приходов Американской митрополии РПЦЗ.

Постановление Собора гласило: «ЯПЦ для восстановления церковной деятельности, возобновления проповеди, обучения священнослужителей полагается на руководство и помощь Американской Православной Церкви при посредничестве главного штаба союзных держав». При посредничестве генерала Макартура митрополитом Феофилом в январе 1947 года в ЯПЦ был назначен епископ Питсбургский Вениамин (Басалыга).

Часть японского духовенства и мирян не признали решений Собора и образовали свою собственную Истинную Православную Церковь, считая себя частью МП. Лидерами этой группы стали епископ Николай (Оно) и протоиерей Антоний Такаи.

В 1946 году Северо-Американская митрополия активно готовилась к проведению своего собора. Была избрана предсоборная комиссия, которая сделала все возможное, чтобы собор не допустил разделения Зарубежной Церкви. Заранее были напечатаны списки членов различных соборных комиссий, членов президиума собора и членов будущего Митрополичьего совета. Заблаговременно печатались и распространялись доклады антисоветского содержания, авторами которых были протоиереи Петр Коханик и Александр Кукулевский.

Митрополит Феофил в своем послании высказался против подчинения Московскому патриарху и призвал проявлять духовную осмотрительность. «После блаженной кончины Святейшего патриарха Тихона избрание ему преемника было произведено Всероссийским Церковным Собором не по правилам церковным. <…> И нам, членам русской православной Церкви в Америке, следует уклоняться и отгораживаться от всех агитаторов и пропагандистов, смешивающих веру Христову с советской политикой».

Собор открылся в Свято-Феодосиевской церкви г. Кливленда 26 ноября 1946 года по окончании литургии, отслуженной епископом Вениамином (Басалыгой). В соборе участвовали митрополит Феофил (Пашковский), архиепископы Виталий (Максименко), Тихон (Троицкий), Леонтий (Туркевич), Иоасаф (Скородумов), епископы Иероним (Чернов), Иоанн (Злобин), Вениамин (Басалыга). Кроме архиереев, в соборных деяниях участвовали с правом голоса священники и миряне в количестве 235 делегатов. В качестве гостя на соборе присутствовал епископ Серафим (Иванов), передавший собору приветствие от митрополита Анастасия, а также икону благоверного князя Михаила Черниговского с частицей мощей. Еще одним гостем собора был епископ Сербский Дионисий (Миливоевич).

Однако свои планы организаторам собора осуществить не удалось. Это было связано со стремлением значительного числа присутствующих на соборе мирян выйти из подчинения Зарубежного Синода. Так, делегат из Бостона адвокат В. Кацедан внес предложение избрать президиум самим. Несмотря на возражения архиепископа Леонтия, председательствующего на первом заседании, президиум был переизбран.

Доклады, прозвучавшие на соборе, заставляют сделать вывод, что для большинства мирян было важным вовсе не соединение с МП, а возможность получить через нее самую широкую автономию, фактически автокефалию. Никто из выступавших за объединение с МП не заявлял об обязательном подчинении ей. О патриархе говорили только как о «духовном главе», который создаст легитимность Северо-Американской Церкви, но не будет вмешиваться в ее дела, в том числе и административные.

Постепенно стало понятным, что мнение автокефалистов стало преобладающим, и большинство членов собора склонилось на сторону разрыва с Зарубежным Синодом. Доклады в защиту единой Русской Зарубежной Церкви, намеченные предсоборной комиссией, большинством собора стали отклоняться как «политические».

В резолюции собора говорилось о признании патриарха Алексия (Симанского) «духовным Отцом» и содержалась просьба принять Американскую Церковь при условии сохранения ее полной автономии. Высшей властью для Американской Церкви становились всеамериканские соборы, которые должны были избирать митрополитов, разрабатывать уставы и решать все вопросы церковной жизни.

Продолжение следует

от Епископ Анастасий (Суржик)

Епископ Анастасий (в миру Анатолий Николаевич Суржик; 2 декабря 1946, Владивосток) — епископ РПЦЗ с титулом «епископ Владивостокский и Дальневосточный». До 1993 года был священником Московского патриархата. В 1976 году рукоположён в сан диакона и священника. Окончил Дальневосточный Государственный университет, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1997 году принял монашеский постриг с именем Анастасий. 29 июня 2003 года в парижском Храме Всех Святых, в Земли Российской Просиявших, перед службой было произведено наречение иеромонаха Анастасия во епископа Владивостокского и Дальневосточного. В 2016 г. Дальневосточная епархия перешла в юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ под председательством первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Агафангела (Пашковского). Территория Дальневосточной епархии  была установлена в границах Дальневосточного федерального округа РФ, Китая, Корейского полуострова и Японии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети