Епископ Вениамин (Федченков)
Весной 1921 г. митрополит Антоний по приглашению патриарха Сербского Димитрия прибыл в Югославию, в то время называвшуюся Королевство сербов, хорватов и словенцев. Вскоре туда перебрались и все члены ВВЦУЗ. Патриарх Димитрий взял русских архиереев под свое покровительство и предоставил Управлению резиденцию патриархии в Сремских Карловцах. 22 июля 1921 г. здесь состоялось первое заседание ВВЦУЗ.
Каноническое положение ВВЦУЗ на территории Сербской Церкви было определено Архиерейским Собором Сербской Церкви. В постановлении Собора от 31 августа 1921 г. сказано: «Святой Архиерейский Собор согласен принять под свою защиту русское Высшее церковное управление, в компетенцию которого входят следующие предметы:
- Юрисдикция над русским священством вне нашего государства и тем русским священством в нашем государстве, которое не находится ни на приходской, ни на государственно-просветительской службе, как и над военным священством в Русской армии, которое не находится на сербской церковной службе.
- Бракоразводные дела русских беженцев».
Архиереи-беженцы старались поддерживать связь с Патриархом Тихоном. Переписка с Москвой осуществлялась через Латвийскую, Эстонскую, Финляндскую, Польскую и Чехословацкую зарубежные миссии. Но письма доходили не все. В июле 1921 г. митрополит Антоний обратился с докладом к Патриарху и с предложением учредить должность наместника Патриарха заграницей. Кроме того, он просил благословения на созыв Заграничного собрания Российской Церкви, предположительно на Покров 1921 г.
Июльский доклад митрополита Антония дошел до Патриарха Тихона и был обсужден на заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета 13 октября 1921 г. В совместном заседании было постановлено:
- «Ввиду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами советской России, оставить это управление с прежними его полномочиями, без распространения сферы его действия на православные церкви в Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве, которые сохраняют существующий у них ныне образ церковного управления.
- Ходатайство об учреждении должности наместника Святейшего Патриарха за границей, как ничем не вызываемое, также отклонить.
- Сообщение о предполагаемом созыве на 1 октября ст.ст. Собора русских православных заграничных церквей принять к сведению. О чем уведомить Преосвященного митрополита Антония».
Согласно этому документу ВВЦУЗ было признано Высшей Церковной властью в Москве.
Всезаграничный Церковный Собор 1921 г.
Мысль о созыве Собора была впервые высказана в Константинополе. Инициатором эмигрантского церковного совещания стал епископ Вениамин (Федченков), желавший продолжать дело белого движения за пределами России. На заседании ВЦУЗ 19-21 апреля 1921 г. было решено: «Организовать Собрание представителей Русской Православной Церкви Заграницей для объединения, урегулирования и оживления церковной деятельности».
Общецерковное заграничное собрание должно было ответить на возникшие вопросы. Состоялось собрание в Сремских Карловцах, его заседания проходили с 21 ноября по 3 декабря 1921 г. В ходе заседаний собрание переименовало себя в Русский Всезаграничный Церковный Собор.
В своих постановлениях Собор принял резолюцию об управлении Зарубежной Церковью и организации епархиальной и приходской жизни. Собор также обличил лжеучения социализма. В заседании Собора 1 декабря было определено:
«I. Русское Заграничное Церковное Собрание считает необходимым осудить лжеучение социализма и наиболее последовательную форму его – большевизм, или коммунизм, как учение антихристианское в основе и разрушительное по своим последствиям. Прежде всего с точки зрения религиозно-нравственной, потому что
- социализм разрушает всякую религию, в особенности же христианскую;
- социализм уничтожает основы нравственности и ведет к полному беззаконию;
- между христианством и социализмом существует полное противоречие при поверхностно мнимом сходстве <…>
III. И в государственной жизни социализм несет разрушение, ибо:
- отрицая первенствующее религиозное значение личности, подрывает правовой строй жизни, основанный на этом принципе;
- уча о ложном принципе равенства всех в коллективе, отрицает власть и порождает всеобщую борьбу;
- отрицая благословенную Богом любовь к родине, проповедует несбыточный интернационализм;
- ведет к уничтожению семьи и растлению детей».
Продолжение следует