Второй Всезарубежный cобор

После Первого Всезарубежного собора, состоявшегося в Сремских Карловцах в 1921 г., в разные годы неоднократно высказывались мысли о необходимости созыва Второго Всезарубежного собора с участием представителей клира и мирян. Об этом говорили в 1922 г., когда в эмиграции стало известно о закрытии ВВЦУЗ патриархом Тихоном (впрочем, созыв этого собора откладывался из-за материальных проблем). Поднимался вопрос и в 1924 г. на Архиерейском соборе, который на основании бывших суждений постановил: «Созыв Всезаграничного Русского Церковного Собора в настоящее время признать несвоевременным».

Новые попытки созыва большого собора последовали в 1927 г., когда эмиграция оказалась разделенной вследствие конфликта между Зарубежным Синодом, митрополитом Евлогием (Георгиевским) и митрополитом Платоном (Рождественским). Это предложение было также отвергнуто, причем Архиерейский собор 1927 г. заявил, что собор с участием клириков и мирян «хотя и может иметь суждение о положении Русской Заграничной Церкви, но входить в обсуждение и решение вопросов иерархического суда и дисциплины не имеет права».

Надежды на скорый созыв Всезарубежного собора получили реальную почву лишь в начале 1935 г., когда митрополит Антоний (Храповицкий) выступил с соответствующим предложением. Владыка считал, что такой собор будет способствовать сплочению эмиграции, укреплению Зарубежной Церкви и упорядочению ее имущественного положения. Митрополит выражал также надежду, что собор поможет соединению с Зарубежной Церковью отделившихся от нее иерархов. Наконец, важной задачей собора должно было стать указание рассеянным по всему миру русским беженцам «путей духовного возрождения и просвещения», а также выработка мер против сектантства и антицерковных учений.

Митрополит Антоний предложил создать Предсоборую комиссию под председательством митрополита Анастасия, которая занялась бы подготовкой собора. В эту комиссию вошли архиепископы Гермоген (Максимов) и Феофан (Гаврилов), протоиереи Петр Беловидов и Иоанн Сокаль, а также миряне: Б.Р. Гершельман, Ю.П. Граббе, А.П. Доброклонский, К.И. Телятников, С.Н. Трегубов, К.М. Смирнов, А.И. Щербаков и А.П. Юдевич. 5 июля 1935 г. комиссия приступила к работе. Было решено созвать собор осенью 1936 г.

В последующие годы препятствием для созыва собора стали проблемы материального характера. Так, на содержание Предсоборной комиссии уходило 2000 динаров в месяц, что для Архиерейского Синода было серьезной суммой. Кроме того, главные усилия Синода в то время были направлены на примирение с митрополитом Евлогием и Американской митрополией. Поэтому 25 ноября 1935 г. работа комиссии была приостановлена. Архиерейский Собор РПЦЗ 1936 г. постановил отложить созыв большого Собора до 1938 г.

Предсоборная комиссия возобновила свою работу только 11 марта 1937 г., причем ее состав был дополнен А.И. Аносовым, В.В. Галициным, Б.Н. Сергиевским, Н.П. Рклицким и К.Н. Николаевым, которого скоро заменил П.С. Лопухин, ставший секретарем комиссии. Наконец 4 января 1938 г. Архиерейский собор РПЦЗ постановил созвать Зарубежный собор с участием клира и мирян 14 августа 1938 г.

В «Наказе» говорилось, что «все решения общего собрания Собора подлежат утверждению Совещания епископов и приемлют силу лишь по подписанию их последними». Кроме того, в состав собора могли входить только лица, состоящие в юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ, а лица других юрисдикций – лишь с особого разрешения Архиерейского Синода.

Во Всезарубежном соборе приняли участие 13 архиереев: митрополит Анастасий (Грибановский), архиепископы Серафим (Лукьянов), Гермоген (Максимов), Мелетий (Заборовский), Феофан (Гаврилов), Виталий (Максименко), Серафим (Соболев), Нестор (Анисимов), Тихон (Лященко), епископы Серафим (Ляде), Вениамин (Басалыга), Иоанн (Максимович), Иоанн (Шлеман), – а также 26 клириков и 58 мирян.

Собор, ставший крупнейшим русским православным собранием предвоенных лет, обсудил множество вопросов, на которые не могла ответить церковь в отечестве. В резолюции собора говорилось, что «на Соборе РПЦЗ с участием представителей клира и мирян 1938 г. достигнуто духовное единение русских православных национально мыслящих людей за рубежом и что все русские православные люди чают от Русской Православной Церкви духовного окормления в деле национального единения и возрождения Родины». Собор прямо заявил, что без православной веры и без православной монархии все попытки спасти Россию не увенчаются успехом.

Всезарубежным собором было издано 2 послания – «Русскому народу, в Отечестве страждущему» и «Русской пастве, в рассеянии сущей». В своем послании «Русскому народу» собор ответил на очень важные вопросы. За какой грех Бог наказал Россию и обрек ее народ на такие страдания? Почему народ-богоносец, один из самых могущественных на земле, главный защитник православной веры, оказался поверженным?

В Послании говорилось:

«За то, что мы легкомысленно сеяли ветер, забывая, что из него родится буря; за то, что сами колебали храмину, в которой жили целое тысячелетие, не думая о том, что она может похоронить нас под своими развалинами, за то, что «мы глубоко упали и развратились», забыв то высшее призвание, какое указал нам Бог, и не устояли в истине и правде жизни. За сие послал нам Господь «действие заблуждения, чтобы мы поверили лжи», и русский народ действительно поверил ей, прельстившись обманчивыми мечтами о земном рае, обещанном ему коммунистами… Рай, из которого слышится лязг цепей, где миллионы людей томятся в узах, в темницах, в концентрационных лагерях… Рай, где потоками льется невинная кровь, откуда несутся вопли, стоны и скрежет зубов; рай, где обречены на равенство нищеты и бесправия и где вместо братства царит звериная злоба и ненависть… Рай, где скована сама мысль, где насилуется религиозная совесть, осквернена и поругана всякая святыня… Рай, соприкосновения с которым боятся все народы, считая его очагом разлагающейся нравственной заразы… Он воздвигнут на костях 30 миллионов лучших русских людей, составляющих цвет нашего народа».

Продолжение следует

от Епископ Анастасий (Суржик)

Епископ Анастасий (в миру Анатолий Николаевич Суржик; 2 декабря 1946, Владивосток) — епископ РПЦЗ с титулом «епископ Владивостокский и Дальневосточный». До 1993 года был священником Московского патриархата. В 1976 году рукоположён в сан диакона и священника. Окончил Дальневосточный Государственный университет, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1997 году принял монашеский постриг с именем Анастасий. 29 июня 2003 года в парижском Храме Всех Святых, в Земли Российской Просиявших, перед службой было произведено наречение иеромонаха Анастасия во епископа Владивостокского и Дальневосточного. В 2016 г. Дальневосточная епархия перешла в юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ под председательством первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Агафангела (Пашковского). Территория Дальневосточной епархии  была установлена в границах Дальневосточного федерального округа РФ, Китая, Корейского полуострова и Японии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети