Олег Стеняев, протоиерей, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия
Начать следует с того, что христианская Пасха в древности была привязана к иудейской. То есть христиане Пасху отмечали в первое воскресенье после еврейской Пасхи. И у католиков эта традиция тоже сохранилось. То есть, когда там еврейская Пасха – во вторник или в среду – неважно, но первое воскресенье после еврейской Пасхи – это христианская Пасха.
Значение Великого Праздника у разных конфессий также неодинаково. Если говорить об иудейской Пасхе – это и исход из Египта, и принесение пасхального агнца в жертву. Этого агнца съедали целиком до утра. А кровью его помазывали косяки домов, чтобы ангел смерти, когда он шел по Египту и умерщвлял египтян, увидел, если на косяках кровь жертвенного агнца – он бы перепрыгивал бы, перешагивал эти дома. И вот это как раз значение слова «Пасха», или «Песах» – перепрыгивать, перешагивать.
А христианская Пасха – это немножко другое. Это не исход из Египта, а исход из рабства диавола, из рабства греха, из рабства страха смерти. И выводит нас из этого состояния не Моисей, а Христос. И, как Моисей, который выводил евреев из Египта, он провел их сквозь Чермное (Чермное – церк.-слав. Красное) море. А в нашем случае – через христианское крещение человек выходит из рабства диавола, греха и страха смерти. То есть у нас интерпретация этих событий немножко другая. Наша Пасха, как пишет апостол Павел, – это Христос, закланный за нас.
Но изначально пасха была именно связана с выходом из Египта. И Христос отмечал эту Пасху. Когда он ученикам говорит: «Пойдите, приготовьте Мне пасху», – как раз имеется в виду, что они должны были приготовить помещение.
Что значит «приготовьте пасху»? В помещении уничтожался весь хамец, т.е. кислый хлеб, продукты в состоянии брожения (поэтому, кстати, Пасха у евреев еще называется Дни опресноков), чтобы люди встречали освобождение, используя только пресный хлеб. Почему? Потому что они поспешно выходили из Египта, их прогоняли оттуда, им давали золото и серебро, чтобы они ушли. И тесто не успело забродить. Праздник опресноков длится начиная от Песаха еще семь дней. И в Библии сказано, что та душа, которая будет вкушать хамец, истребится из народа. А в христианском понимании хамец – это та закваска, о которой Христос все время предупреждает апостолов. Он говорит: «Берегитесь закваски фарисейской, берегитесь закваски садукейской, берегитесь закваски иродовой».
У нас Пасха будет через неделю. А у евреев, по Библии, она привязана к первому весеннему полнолунию. От первого весеннего полнолуния там отсчитывают определенное количество дней, и вот 14 нисана эта Пасха совершается. Западные христиане признают, что, да, Библия называет такие числа, но так как Христос воскрес в первый день недели (у нас он и называется воскресным), то и праздновать Пасху надо после еврейской, в первый воскресный день. У нас пасхалия более сложная, там высчитываются дни по специальной формуле, поэтому могут быть смещения: как до еврейской Пасхи, так и после или во время нее.
Пасха – подарок незаслуженный
Сергей Комаров,
публицист, катехизатор
Пасха – подарок незаслуженный. Можно представить, например, что какого-нибудь злостного преступника судят, дают пожизненное заключение – и вдруг выпускают на волю, щедро наградив. Пасха после Страстной седмицы и есть такой изумительный дар, совершенно нелогичный, по человеческому рассуждению.
Во все предпасхальные дни, а особенно в Страстную Пятницу как раз и ощущаешь себя пойманным разбойником, перед которым пустили видеоленту с его собственными преступлениями. Предательство Иуды, злоба фарисеев и книжников, неверие иудеев, черная неблагодарность исцеленных Христом людей, трусость апостолов, отречение Петра – это все я, все обо мне. В Великую Пятницу, когда Плащаницу с траурным шествием обносят вокруг храма, грудь давит все та же мысль: «Его, Иисуса, Которого я так люблю, убили из-за меня. Если бы даже все люди мира были святы, мои грехи все равно заставили бы Господа распинаться. И он распялся – из-за меня, из-за нас».
И вдруг, после ужаса Страстной, приходит полная света и надежды Великая Суббота, а за ней и Пасха – как некий взрыв, как сильное землетрясение. И ты понимаешь, что все твои преступления уничтожены силою Пасхи, что теперь все новое, все поменялось. Ты прощен, мы все прощены, наша совесть обновлена. Своих распинателей Христос прощает и делает близкими друзьями.
Наши грехи сгорели в печи божественной любви, список наших беззаконий омыт пречистой Кровью Спасителя. Цена спасения уплачена, диавол посрамлен, ад разрушен, человеческое естество обновлено. И все эти подарки получаем мы, ни капельки их не заслужив. О чудо! – разбойник освобожден и щедро вознагражден.
Обратим внимание на сами подарки. Чувствовали вы в пасхальную ночь какое-то обновление жизни или, лучше сказать, саму новую жизнь, пришедшую в силе? Это дар Христа, который Он раздает миллионам людей. Христос – источник новой жизни, и Он Сам есть новая жизнь. Он, Воскресший, в нас, а мы в Нем. Христианство – это и есть дыхание новой жизни еще здесь, в жизни земной. И этой новой жизни не было бы, если бы Иисус не воскрес.
«Когда заканчиваются слова, начинается музыка», – сказал, кажется, Гейне. Пасха выше и музыки, и слов, и без нее не было бы смысла ни в том, ни в другом. О чем петь, если земная жизнь – подготовка к вечному заключению во тьме? О чем говорить, если конец всех слов – преисподняя? Но Пасха наполняет смыслом и светом всю нашу жизнь и делает ее вхождением в ликование Царства Небесного. Если есть Пасха, значит, есть для чего жить, о Ком петь, о чем проповедовать (см. Лк. 22,16; Отк. 21,1).
Христос Воскресе!