Часть 2
После захвата Киева большевиками в ноябре 1919 года митрополит Антоний переехал в Екатеринодар и был избран председателем ВВЦУ ЮВР. В марте 1920 года владыка Анастасий после захвата Новороссийска большевиками на греческом корабле отправился в Грецию, где находился под покровительством митрополита Афинского Мелетия (Метаксакиса) и собрался уйти в затвор в Пантелеимонов монастырь на Афоне. Однако в сентябре 1920 года по просьбе генерала П.Н. Врангеля вернулся в Крым и возглавил деятельность ВВЦУ ЮВР в Симферополе. Но уже в ноябре вместе с отступающей Белой армией вынужден был навсегда покинуть родину.
К 19 ноября 1920 года под предводительством главнокомандующего русской армией П.Н. Врангеля к Константинополю (ныне г. Стамбул) прибыли и сосредоточились на Босфоре свыше 125 кораблей русского и иностранного флотов со 150 тыс. человек русских на борту. Здесь были архипастыри во главе с владыкой Антонием, русское воинство и русская интеллигенция. Здесь была душа старой России, не пожелавшей подчиниться кровавому большевистскому режиму.
Временное высшее церковное управление заграницей (ВВЦУЗ)
Первоначально митрополит Антоний считал, что с уходом церковного управления заграницу его деятельность должна быть прекращена и все попечение о духовном устроении русских православных людей должна взять на себя, прежде всего, Константинопольская Церковь и поместные православные Церкви, в пределах которых окажутся русские православные люди. Но ознакомившись с действительным положением русской эмиграции и узнав о намерении генерала П.Н. Врангеля сохранить военную организацию для возобновления борьбы с большевиками, владыка Антоний пришел к убеждению в необходимости сохранить русскую церковную организацию.
Каноническим основанием существования Высшего церковного управления для попечения о церковной жизни русской эмиграции явилось 39-е правило VI Вселенского Собора, предусматривающее права Кипрского епископа Иоанна на церковное управление своим народом, покинувшего когда-то Кипр «по причине варварского нашествия и дабы освободиться от языческого рабства» и поселившегося в Гелласпонтской области, находившейся в каноническом ведении Константинопольской патриархии.
19 ноября 1920 года на пароходе «Великий Князь Александр Михайлович», с согласия Константинопольской патриархии, состоялось первое заседание ВВЦУ ЮВР за границей. В нем приняли участие митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков). На этом заседании было постановлено: «Продолжить полномочия членов Высшего Церковного Управления с обслуживанием всех сторон церковной жизни беженцев и армии во всех государствах, не имеющих сношения с Святейшим Патриархом».
20 ноября 1920 года патриарх Тихон в совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета принял постановление за №362, положившее каноническое основание для деятельности и организации церковной жизни Российской Церкви в условиях дезорганизации Высшего церковного управления и возможной его ликвидации, вызванных политическими преследованиями и военными действиями. В нем говорилось: «В случае, если епархия окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Патриархом почему-либо прекратит свою деятельность, епархиальный архиерей немедленно входит в сношения с архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти».
Хотя это постановление стало известно за границей только в январе 1922 года, оно явилось и сегодня является канонической основой жизни Российской православной церкви в условиях гонений.
22 декабря 1920 года митрополиту Антонию Константинопольской патриархией была выдана грамота за №9084, которой предоставлено право русским иерархам «исполнять для русских православных беженцев все, что требуется Церковью для утешения и ободрения православных русских беженцев».
Русские люди, потеряв все: Родину, близких, дома, и ища утешения и поддержки, – всем сердцем обратились к Церкви. Во всех странах русского рассеяния стали воздвигаться храмы, вначале напоминавшие церкви первых христиан, с примитивной самодельной утварью и иконами. В первой русской заграничной епархии – в Константинополе – образовалось до 20 таких церквей: в лагерях, в казармах, палатках. Свыше 10 церквей было на острове Лемносе и в Галлиполи.
С первых дней деятельности Временного высшего церковного управления заграницей (ВВЦУЗ) перед ним встали важные и весьма трудные задачи. Главная из них: упорядочение дел Русской духовной миссии в Иерусалиме, организация церковных дел в Европе и на Дальнем Востоке, упорядочение церковных дел в Северной Америке, избрание постоянного местопребывания для ВВЦУЗ, забота об устройстве духовенства и решение тех многочисленных задач, которые ставила ежедневно сама жизнь.
Продолжение следует