На фото, слева-направо: архиепископ Северо-Американский и Канадский Виталий (Максименко) и епископ Хайларский Димитрий (Вознесенский)
20 апреля 1934 года скончался митрополит Платон (Рождественский), его место во главе Северо-Американской епархии занял епископ Феофил (Пашковский). Он не испытывал особой вражды к Зарубежному Синоду. Согласившись с решением духовенства, избравшим его управляющим Северо-Американской епархией, он сразу же стал заявлять о необходимости примирения с РПЦЗ. В интервью газете «Новая заря» архипастырь сказал, что планирует пригласить на будущий Собор Северо-Американской митрополии представителей Зарубежного Архиерейского Синода.
Большую роль в деле объединения русских юрисдикций в Америке сыграл архиепископ Виталий (Максименко). Архипастырю удалось быстро наладить добрые отношения с «платоновским» епископатом. Вскоре после смерти митрополита Платона архиереи РПЦЗ направили послание американским иерархам, в котором призывали их «установить мирные сношения с зарубежными архиереями и войти в общую организацию Русской Зарубежной Церкви». 18 мая 1934 г. к американским архипастырям обратился с посланием митрополит Антоний (Храповицкий). 26 июля 1934 г. состоялась встреча архиепископа Феофила (Пашковского) и епископа Тихона (Троицкого), на которой обсуждалась возможность объединения. Однако отношения двух церковных структур после этого акта не были безоблачными.
Архиепископ Феофил считал, что до освобождения России от большевиков Северо-Американский округ существует на основании постановления патриарха Тихона №362 от 20 ноября 1920 г. В Зарубежной Церкви хорошо знали, что новый глава округа делает ставку не на русских эмигрантов, а на американцев и взывает к их «чисто американскому патриотизму», что руководству Американского округа чужда и непонятна миссия русской церковной эмиграции.
Архиерейский Собор РПЦЗ 1934 г. мало рассчитывал на объединение и принимал свои меры по упрочению своего положения в Северной Америке. Однако 12 сентября 1934 г. на Соборе был поднят вопрос о снятии прещений с архиереев Северо-Американской митрополии. Категорически выступил против этого архиепископ Тихон. Иначе отнесся к возможности снятия прещений митрополит Антоний. За немедленное снятие прещений активно выступил архиепископ Анастасий (Грибановский), он сказал: «Логическим следствием снятия запрещения (священнослужения) с митрополита Евлогия и его клира является снятие запрещения с иерархии платоновской юрисдикции. Кроме того, оно является необходимым, т.к. если каждая сторона будет ждать, чтобы другая сторона первая сделала шаг к церковному миру, то никогда он не наступит».
13 сентября 1934 г. Архиерейский Собор вынес постановление: «Во свидетельство братского прощения, данного Собором почившему митрополиту Платону, и совершенного примирения с ним, а также для облегчения путей, ведущих к восстановлению церковного единства в Америке, снять запрещение в священнослужении, лежащее на епископах и клире так называемой платоновской юрисдикции. Собор выражает при этом уверенность, что они оценят должным образом этот акт братской любви, проявленный к ним Собором зарубежных епископов, и найдут для себя нравственные побуждения возможно скорее возвратиться к полному единению с последним».
21 ноября 1934 г. в Кливленде состоялся Собор Американской митрополии, в котором участвовали иерархи платоновской юрисдикции. Собор избрал архиепископа Феофила (Пашковского) митрополитом всея Америки и Канады. При этом на Соборе об Американской епархии говорили как о самостоятельной «Северо-Американской Русской Церкви».
Избрание митрополита Феофила стало предметом обсуждения Архиерейского Синода 16 января 1935 г. Официальный орган Архиерейского Синода «Церковная жизнь» написал, что избрание архиепископа Феофила в митрополиты Северной Америки является незаконным актом. Однако мирный процесс после этого не остановился. Митрополит Антоний, наставляя архиепископа Виталия (Максименко) перед отъездом его в Америку, говорил: «Скажите им, что мы не добиваемся властвования, но единства Церкви: пусть они живут по своим внутренним порядкам, мы туда не вторгаемся, а когда они обратятся по какому делу к нам, мы готовы им помочь».
Такой подход дал результаты. 31 марта 1935 г. в Покровском соборе Нью-Йорка состоялось совместное богослужение, которое совершили митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко) и архиепископ Адам (Филипповский). Почва для административного объединения была подготовлена.
Архиерейский Собор 1935 года
В 1935 г. исполнилось 50 лет священнослужению митрополита Антония (Храповицкого). Празднование юбилея было торжеством всего русского рассеяния и братских православных поместных церквей. В этом же году проходил Архиерейский Собор РПЦЗ и совещание под председательством патриарха Сербского Варнавы по объединению Русской Зарубежной Церкви.
Архиерейский Собор проходил в Сремских Карловцах с 16 октября по 7 ноября. В его работе приняли участие 8 архиереев под председательством митрополита Антония. Митрополит Евлогий был приглашен на собор, но не приехал, а прибыл на совещание под руководством патриарха Варнавы.
На этом соборе был возведен в сан митрополита владыка Анастасий (Грибановский). Поскольку продолжала оставаться актуальной проблема «нового учения протоиерея Сергия Булгакова о Софии-Премудрости Божией», была создана комиссия в составе архиепископов Серафима (Лукьянова) и Серафима (Соболева), епископов Тихона (Лященко) и Димитрия (Вознесенского). 30 октября Архиерейский Собор постановил признать учение протоиерея С. Булгакова о Софии еретическим. Об этом было решено сообщить митрополиту Евлогию с просьбой призвать протоиерея С. Булгакова к покаянию и публичному отречению от своего учения.
На Соборе обсуждалось «Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей». Предполагалось, что этот документ, принятый Собором и переданный на совещание под председательством патриарха Варанавы, станет основополагающим для единой Русской Зарубежной Церкви. Для участия в этом совещании были избраны представители от Собора: митрополит Анастасий (Грибановский) и епископ Димитрий (Вознесенский). Собор принял постановление об образовании 4 митрополичьих округов: Западно-Европейского, Ближне-Восточного, Северо-Американского и Дальне-Восточного.
Оставалось дождаться митрополитов Евлогия и Феофила для окончательного восстановления единства РПЦЗ.
Продолжение следует