Разъездной священник с походной церковью
Исторический очерк Успенской церкви г. Владивостока
Для прислуживания в церкви, чтения и пения назначался за плату от воинских команд нижний чин (грамотный), который жил в небольшом здании, построенном вблизи храма. Не было дома и для священника. Он жил сначала в казенной (от морского ведомства) квартире, а потом – в наемной. Собственный церковный дом был построен в 1867 г. (ныне ул. Пушкинская).
В сентябре 1863 года прибыл новый священник иеромонах Мануил, постриженник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Ему была выдана из канцелярии Высокопреосвященнейшего Архиепископа Иннокентия первая метрическая книга Успенской церкви для записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1863 г. В разделе «О родившихся» под №1 была сделана такая запись: «Сентября 28 дня у поселки Евдокии Матвеевой Горелко, православного вероисповедания, родилась дочь Надежда, восприемниками (при крещении) были младший канонир Ефимий Иванов Звезднев и поселка Екатерина Иванова Бондаренко. Таинство Святого крещения совершено 29 сентября иеромонахом Мануилом с дьяконом Евгением Сизым».
18 декабря 1863 г. иеромонах Мануил умер от чахотки в возрасте 34 лет. Перед кончиной сам причастился Святых Таинств. За неимением священника предан был земле постовым начальством. Похоронен при владивостокской церкви. Отпевание иеромонаха Мануила было совершено 17 августа 1864 г. иеромонахом Валерианом, назначенным священником в Успенскую церковь и дьяконом Евгением Сизым.
Кроме исполнения обязанностей настоятеля владивостокской церкви, иеромонах Валериан являлся и первым миссионером среди корейцев в Южно-Уссурийском крае. По словам протоиерея Павла Мичурина, он был оставлен в Посьете судном «Баян». В своих миссионерских путешествиях о. Валериан исколесил Южно-Уссурийский край вдоль и поперек. Район его деятельности простирался от юга Посьета до Ольги и по долинам рек Сучана, Даубихэ и др. В селе Ново-Никольске (ныне Уссурийск) о. Валериан совершал богослужение в избе, а в Новокиевске соорудил первую в крае часовню, при которой среди корейцев начало насаждаться православие.
Через 3 года после постройки владивостокской церкви оказалось, что многие бревна под действием морских туманов начали гнить. Чтобы спасти церковь от дальнейшей порчи, решено было перенести ее на 33 сажени (70 м) к северу. Работой этой занимались артиллерийский капитан Буякович, поручик Каблуков и иеромонах Валериан. 19 марта 1866 г. Успенская церковь была освящена о. Валерианом. А в 1868 г. им была освящена церковь в с. Турий Рог.
По словам очевидцев, иеромонах Валериан был человеком жизни весьма умеренной. Все лица, помнившие его и его деятельность, отзывались о нем с прибавлением эпитета «почтенный и высокочтимый». Он был высокообразованным, прекрасно знал языки английский и еврейский.
26 июля 1870 г. о. Валериан покинул Владивосток. Дальнейшая его служебная деятельность продолжалась на Сахалине и закончилась в Дуе.
В 1871 г. настоятелем Успенской церкви был назначен протоиерей Иннокентий Верещагин. Он закончил Духовную Семинарию в Ситхе (Аляска) и, помимо исполнения богослужений и треб при владивостокской церкви, занимался миссионерской деятельностью среди корейцев. В 1873 году о. Иннокентий умер и был похоронен на владивостокском кладбище.
С 1 сентября 1872 г. по 1876 г. при Успенской церкви служил священник Василий Пьянков. Отец Василий также осуществлял миссионерскую деятельность среди корейцев. В с. Тизинхэ им была устроена часовня, а в последствии в этом же селе – первая корейская школа. Из этой школы о. Василий выбрал несколько мальчиков корейцев, а именно: Семена Цой, Ивана Тен, Илью Ким и Петра Цой (ставшим впоследствии волостным старшиной в с. Янчихэ), которых взял на свое попечение. Изыскивая средства для их содержания и обучения, о. Василий положил начало маленького интерната для школьников-корейцев, стараясь не только научить их грамоте, но и приобщить их к «русскому духу». По ходатайству о. Василия и с согласия адмирала Кроук корейчата, по надлежайшем испытании, были назначены юнгами на канонерскую лодку «Соболь».
В 70-х годах XIX в. Владивосток значительно вырос, а церковь продолжала оставаться маленькой и очень ветхой. В своей статье в газете «Правительственный вестник» Всеволод Крестовский писал: «Особенно кажется странным, и именно для русского глаза, это отсутствие заметных церковных глав и колокольни, на которых ваши взоры искони привыкли останавливаться еще издали в каждом русском городишке, в каждом селении. Здесь вы гораздо прежде заметите совершенно приличную лютеранскую кирху, сооруженную на видном месте благодаря усердной заботливости адмирала Эдманта, чем бедную православную церковь, которая снаружи более походит на плохой складочный балаган какого-нибудь казенного ведомства, чем на храм Божий – русский храм на земле русской. Не будь на ее крыше крошечной зеленой главки с деревянным крестиком, никому в голову не пришло бы, что этот комиссариатский сарай может быть церковью – единственною церковью такого, на взгляд, большого города». После этой статьи инженер строительной части В.В. Гаккель воздвигнул над Успенской церковью купола.
Известный географ и путешественник М.И. Венюков, посетивший Владивосток в те же годы, так писал о нем: «До последних годов это было скопище кабаков, теперь начал устраиваться портовой и административный город, на широкую ногу, т.е. на большом пространстве. По длинным и широким улицам можно ездить только верхом от множества корневищ и неровностей почвы. Домов порядочных нет: лучший принадлежит станции англо-датского телеграфа. Церковь чрезвычайно плоха, почти развалилась…» Стоял остро вопрос о строительстве новой церкви…
Продолжение следует