Очень наглядным для меня, как священнослужителя, является отношение людей к похоронам. Смерть – спутник человечества. Посмертные опыты людей, переживших клиническую смерть, как и церковный опыт, явно свидетельствуют о жизни после смерти. В христианском отношении к смерти явствует простота1: покойник нуждается в молитве и добрых делах, в его память творимых. Чувство любви к ушедшим и желание доставить им посмертное утешение сподвигает нас на духовные труды за умерших. Этими трудами мы ходатайствуем за усопших перед Богом, испрашивая им милости, и через это сами богатеем добрым и вечным. Большинство людей этого не предполагают, и их отношение исполнено пустых мечтаний в заботе об умерших.

Например, люди зачем-то занавешивают зеркала в дни траура, большинство утверждают, что это для того, чтобы душу покойника там не увидеть. И это люди с высшим образованием! А ведь давным-давно привозимое из заморских стран зеркало было чудом света и служило средством увеселения для кривлявшихся перед ним детей. В дни траура, чтобы умирить детей, ручные зеркала прятались, а стационарные покрывались. Ныне уместнее просто не включать телевизор, зеркала же, увы, обыденный предмет быта, не вызывающий шумный интерес у современных детей.

Непонятно, зачем часто люди кладут в гроб личные вещи покойного либо деньги сыплют в могилу, хотя ясно, что умерший никак не может всем этим воспользоваться – пустые, суетные верования.

Пресловутые завтраки на могилу покойному или поминальные обеды с родственниками и друзьями – это есть не что иное, как извращение христианской традиции кормить нищих, сирот и убогих в память об умершем. Господь дал нам заповедь о милосердии: «Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк 14:12-14)». Ныне же люди в большинстве своем делают все наоборот.

Как часто похороны окружены зловещим страхом: туда не ходи, то не клади, вперёд не лезь. Кроме случаев необходимости проявить благоговение и такт, всё это пустые страхи. У людей, просвещенных живой благодатной вестью о Жизни Вечной, невежество человеческое вызывает печаль.

Современные люди мало читают Евангелие, интересуются, просвещаются познаниями в области положительно-духовной, церковной жизни, этим самым они лишают себя основы счастливой жизни. Человек счастлив тогда, когда живет с Богом, по Заповедям Божьим:

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…
  5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо) и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20; 2-17).

1По канонам Церкви не сподобляются церковного поминовения самоубийцы, некрещеные.

от Иеромонах Тихон (Иршенко Александр Валерьевич)

Родился 9 августа 1973 года. В 1996 году закончил ДВГУ с отличием. Окончил аспирантуру в 1999 году. 26 сентября 2000 года был пострижен в монахи с именем Тихон в честь Патриарха Московского и всея Руси Тихона. 12 ноября 2000 г. был рукоположен Епископом Владивостокским и Приморским Вениамином во иеродиаконы. 19 декабря 2000 года рукоположен во иеромонахи в день чествования Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. С 1 сентября 2002 года - клирик прихода храма Св. Прав. Иоанна Кронштадтского г.Владивостока. Закончил Московскую духовную семинарию 2004 г. Преподаватель Владивостокского духовного училища (по предмету Основное богословие). С 2002 года - начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Епархиального управления. Учащийся 4 курса Киевской Духовной Академии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети