“Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы…” Из Послания святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 (с анафемой безбожникам)
Игорь Н. Петренко, редактор “КД”
Листаястраницы истории, мы обычно запоминаем события, но за каждым событием стоят человеческие судьбы. История – это переплетение человеческих выборов и их последствий. Сегодня мне бы хотелось затронуть сложную тему – вопрос последнего церковного раскола (после смерти патриарха Тихона). Раскола, быть может, самого непримиримого, самого невозможного, самого неслыханного по последствиям. Раскола, преступно замалчиваемого и не признаваемого официальными церковными иерархами.
Малоизвестные страницы истории православия в России
17 мая 2007 года был подписан исторический Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Казалось бы, страница разделения перевернута. Но понимание периода раскола еще не пришло или, по крайней мере, только началось. Границы Церкви, причины и виновники раскола, русская история глазами соотечественников на родине и в изгнании – все эти темы нуждаются в проговаривании, осмыслении и усвоении.
Моим собеседником в этот раз стал епископ Анастасий, управляющий Дальневосточной епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Он рассказал об истории Православной церкви на Дальнем Востоке и причинах церковного раскола. Век спустя на многие события уже можно посмотреть объективно и сделать новые выводы.
– Начало церковного раскола можно связать с падением Российской Империи в 1917 г. Появившееся Временное правительство, которое имело возможность созвать Учредительное собрание для определения дальнейшей политики и стратегии государства, в конце концов тоже пало в результате октябрьского переворота. В стране началась Гражданская война, которая затронула все слои населения и церковь в том числе.
В 1917-1918 гг. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество и 4.12.1917 г. на Патриарший престол вступил первый после Синодального периода Патриарх Московский и всея Руси – Святейший Тихон. На пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви. Он осуждал большевиков, виновных в государственном перевороте, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. До дня своей смерти в 1925 г. Патриарх Тихон стремился наладить отношения Церкви с новым правительством и сохранить связь с РПЦЗ, которая объединила тысячи эмигрантов в десятках стран мира.
Беженцы оказались разбросанными по пяти континентам. Значительная часть их оказалась в Китае, другие потоки эмигрантов устремились в Константинополь, Западную Европу и на Балканы. Часть осела в отделившихся Польше, Литве, Эстонии, Латвии, Финляндии. Православная вера объединяла вчерашних соотечественников, политические взгляды которых во многом различались, нередко – до противоположности. Потребность в устроении церковной жизни на чужбине изгнанники ощущали с особой остротой.
Обязанность по устроению церковной жизни православной общины взяли на себя епископы и священники, оказавшиеся за границей вместе с беженцами. В таких условиях и возникла РПЦЗ, первоначально именовавшаяся Заграничной частью Русской Православной Церкви.
Ее история восходит к маю 1919 года, когда в Ставрополе было организовано Временное высшее церковное управление епархий Юго-Востока России. Главной задачей нового церковного органа была организация работы на территориях, контролируемых Белой армией.
В ноябре 1920 г. члены Управления были вынуждены покинуть Россию. 19 ноября 1920 г. на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» в константинопольском порту иерархи во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) решили продолжить свою деятельность теперь уже среди эмигрантов и образовали Высшее Церковное Управление Заграницей. Впоследствии они перебрались в Сербию и продолжили деятельность. Уже в ноябре 1921 г. там прошел Первый Заграничный Собор в г. Сремские Карловцы, на котором были приняты основные положения, позволившие организовать всю церковную жизнь за рубежом.
В 1927 году произошел окончательный разрыв между РПЦЗ и Синодом митрополита Сергия (Страгородского) из-за принятой им Декларации о лояльности к советской власти и его неканонических прещений (наказаний) в отношении духовенства и епископата, не принявших эту декларацию. Заграничный Синод выразил свое несогласие с документом и постановил: «Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью…»
Разные векторы развития лишь укрепились в 1943 г., когда по инициативе И. Сталина было проведено Архиерейское совещание сторонников митрополита Сергия, на котором положительно решился вопрос о создании новой организации – Русской Православной Церкви Московского Патриархата – и избрании митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси*. Вновь созданная религиозная организация приняла активное участие в сборе средств на нужды Красной Армии и внесла свой вклад в победу СССР над фашизмом в годы Второй мировой войны.
Со стороны эти действия выглядят, безусловно, прогрессивными, если бы не их подоплека – вновь созданная религиозная организация в своей деятельности попала полностью под контороль органов НКВД и Совета по делам РПЦ при Совнаркоме СССР и стала своеобразной ширмой для проведения государственной политики среди советского народа.
К сожалению, это продолжается и до сих пор…
Беседу провела Е. Артемьева
* Согласно церковным канонам, избрание Париарха и органов церковного управления должно совершаться исключительно на Всероссийском поместном Соборе. Поэтому Архиерейское совещание сторонников митрополита Сергия, на котором в 1943 году положительно решился вопрос о создании новой организации – Русской Православной Церкви Московского Патриархата – и избрании митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси, с канонической точки зрения было НЕЗАКОННЫМ.