Владивостокский Успенский кафедральный собор (фото начала прошлого века). На фундаменте собора, взорванного в 1938 г., ныне стоит Владивостокское художественное училище
Но уже 13 марта 1932 г. на заседании комиссии по религиозным делам было постановлено: «Учитывая ходатайства общепроизводственной конференции рабочих и служащих ст. Эгершельд, признать целесообразным закрыть кладбище на Эгершельде и передать имеющуюся там церковь под культурные цели рабочих ст. Эгершельд»*. 13 сентября 1932 г. старший милиционер 2-го отдела гормилиции Царев составил акт проверки Казанской церкви на Эгершельде. В нем говорилось: «Придя на место с понятым, обнаружено, что окно коридора церкви разбито, где доступный проход через окно в церковь. Взойдя в церковь, там было обнаружено, что все находящиеся иконы сорваны, разбиты, а также и столы, буфеты разбиты, все стекла были выбиты, так что находящееся там имущество растащено. Осталось только то, что невозможно пронести через окно, как то: столы, 2 дивана. Драгоценностей никаких не обнаружено».
Полный разгром церковного управления староцерковцев на Дальнем Востоке побудил митрополита Сергия и его Синод к организации нового церковного правления. 19 ноября 1931 г. в Покровской церкви, на Красносельской улице г. Москвы, за божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Тарасия (Ливанова) во епископа Уссурийского.
Некоторые авторы ошибочно называют епископа Тарасия епископом Никольск-Уссурийским, викарием Владивостокской епархии. В действительности он был самостоятельным епископом, возглавляющим церковную область, включающую в себя Владивостокскую и Благовещенскую епархии, о чем свидетельствует «Журнал Московской патриархии» за 1932 г. (№9-10, с. 119).
Уссурийская церковная область была образована на основании определения Патриаршего Синода от 27 декабря 1928 г. за №233 «Об образовании церковных областей в соответствии гражданскому делению территории Союза на области».
Согласно этому определению «на областного архиерея возлагается обязанность принимать во временное свое управление каждую освободившуюся в его области епархию впредь до назначения на нее постоянного епископа».
Подразумевалось также, что, находясь в административном центре области, областной архиерей явится естественным представителем всей церковной области пред областной гражданской властью и посредником в отношениях с нею остальных архиереев и епархий области.
Об этом же свидетельствует и указ епископа Тарасия о назначении иеромонаха Севастьяна (Горбачева) настоятелем Свято-Троицкой церкви в Садгороде. На угловом штампе указа написано: «Московский Патриархат. Тарасий, Епископ Уссурийский, Управляющий Владивостокской и Благовещенской епархиями. «28» января 1932 г. №36 г. Хабаровск» (Госархив Приморского края, фонд 86, опись 5, дело 9).
На указе стоит круглая печать с надписью: «Московский Патриархат. Епископ Тарасий». Что подтверждает его прямое подчинение Московской патриархии и его самостоятельность как правящего архиерея. Эту же самую мысль подтверждает и другой документ – заявление Совета Свято-Троицкой общины верующих Садгорода от 15 февраля 1932 г. в Горсовет. В нем говорится: «В настоящий момент настоятелем церкви волею церковного главы епископом Тарасием нам назначен иеромонах Севастьян (Горбачев)».
Из приведенного указа епископа Тарасия №36 ясно видно и его местопребывание – г. Хабаровск, поэтому иметь кафедру и в Никольск-Уссурийске он никак не мог. Некоторые авторы, в частности М.Е. Губонин (составитель сборника «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России», вышедшего в 1994 г. в издательстве Православного Свято-Тихоновского богословского института) на с. 994 утверждает, что епископ Тарасий (Ливанов) в декабре 1931 г. был освобожден от управления Уссурийской епархией и переведен на Барнаульскую. Но это утверждение противоречит действительности: в соответствии с указом епископа Тарасия от 28 января 1932 г. и заявлением Совета Свято-Троицкой общины от 15 февраля 1932 г. епископ Тарасий исполнял свои архипастырские обязанности, находясь в г. Хабаровске. Да и Барнаульская кафедра была занята до 19 сентября 1932 г. епископом Германом (Кокелем), перемещенным на Благовещенскую кафедру только после увольнения на покой 19 сентября 1932 г. епископа Благовещенского Иннокентия (Тихонова), приговоренного в декабре 1931 г. к 3 годам заключения в Беломорско-Балтийском ИТЛ. Поэтому вступить в управление Барнаульской епархией епископ Тарасий мог только в сентябре 1932 г. Но управлять в Уссурийском церковном округе в 1932 г. было нечем, т.к. легально действующих общин сергиевской ориентации, по существу, не осталось.
Из статистических сведений о количестве молитвенных зданий по Дальневосточному краю, направленных председателю Культовой комиссии при Президиуме ЦИК СССР А. Красникову от 3 июня 1936 г., следует: Уссурийская область – функционирует 1 церковь; Приморская область – 1 церковь; Хабаровская область – 1 баптистский молитвенный дом; Амурская область – 1 костел, 2 церкви. Причем приведенная статистика не учитывает, какие церкви принадлежат староцерковцам и какие – обновленцам.
Епископ Тарасий вынужден был покинуть Хабаровск и до вступления в управление Барнаульской епархией некоторое время находился в Новосибирске, где проживали его дочь и брат. 5 ноября 1932 г. из Барнаула он перебрался в Бийск, где 31 января 1933 г. был арестован. 8 апреля тройкой ОГПУ по Западно-Сибирскому краю осужден по ст. 58, пп. 2, 10, 11 УК СССР. Приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 11 апреля 1933 г. в Новосибирске.
Успенская кафедральная община староцерковцев, потеряв свое духовенство и храм, прекратила свое легальное существование. Но остались некоторые миряне, которые сохраняли веру в справедливость советской власти и предпринимали действия для своей легализации, видя в ней непременное условие церковной жизни. Об этом, в частности, свидетельствует заявление в административный отдел горкомхоза г. Владивостока от 1 октября 1934 г. В нем говорится: «Согласно помещенного объявления в газете «Красное Знамя» о перерегистрации всех религиозных объединений г. Владивостока, мы, нижеподписавшаяся группа православных, принадлежащих к Русской Патриаршей Церкви, в 23 человек желаем зарегистрироваться и получить в свое распоряжение для молитвенного Богослужения один из храмов, в настоящее время занимаемых обновленцами и григорьевцами».
Продолжение следует