Участники Русского Всезаграничного Церковного Собора,
проходившего в Сремских Карловцах с 21 ноября по 3 декабря 1921 г. В центре сидят патриарх Сербский Димитрий и митрополит Антоний
В своем послании ко всем православным русским беженцам за границей Русский Всезаграничный Церковный Собор писал: «Да поможет нам общее стремление воссоздать христианский, т.е. богоучрежденный уклад, – теократический уклад жизни и притом в более последовательном строе братского попечения сильнейших над слабейшими, чем было у нас до злосчастной революции. Да послужит нам наше невольное переселение из родины тем-же, чем послужил древнему Израилю Вавилонский плен. <…>
Наше переселение длится не 70 лет, а только 3-4 года; но и этого срока довольно, чтобы сознать свои прежние заблуждения и возвратить свое сердце Богу, Церкви, Царю и своему народу.
Пока этого не совершится, не возвратить нам и самой России, не возвратиться нам в Россию».
К сожалению, это послание, призывавшее к возвращению на всероссийский престол «законного православного Царя из Дома Романовых», вызвало среди некоторых участников Собора несогласие, положившее начало будущим расколам в зарубежной церковной среде. Некоторые члены Собора, в особенности епископ Вениамин, считали, что, призывая к восстановлению Дома Романовых, Церковь вступает в политическую борьбу. В ответ на это владыка Антоний писал: «Святитель Ермоген на том жизнь положил, что прежде требовал от народа верности Царю Василию Шуйскому, а когда его пленили поляки, – то избрание Царя Михаила Романова. В настоящее время пути государственной жизни народа расходятся в разные стороны еще гораздо определеннее: одни в благоприятном смысле для веры и Церкви, другие – во враждебном. Одни в пользу армии и против социализма и коммунизма, другие наоборот. Итак, Карловацкий Собор не только имел право, но и обязан был благословить армию на борьбу с большевиками, а также вслед за Московским Великим Собором 1917-1918 гг. осудить социализм и коммунизм.
Еще гораздо определеннее выяснился пастырский долг Собора высказаться за легитимную монархию. Если Собор в чем провинился, то разве в том, что он не высказал с достаточной силою осуждение революции 1917 г. и низложение Государя. Кто же будет отрицать, что февральская революция была столь же богоборческой, сколь и противомонархической? Кто может осуждать большевистское движение и в то же время одобрять Временное правительство?».
Вскоре после окончания Собора сербским патриархом Димитрием было получено от патриарха Тихона письмо, в котором он писал: «Сердце наше тем более исполнено чувством радости и благодарности Вашему Блаженству, что мы живо сознаем все то добро, какое сделано и делается Вами по отношению к русским изгнанникам-епископам, клирикам и мирянам, которые силою обстоятельств, оказавшись за пределами своей родины, нашли себе радушие и приют в пределах Сербской Патриархии. Да воздаст Господь сторицею Вам за сие благодеяние. Да будут благословенны дни Вашего Патриаршества».
Эти слова патриарха Тихона очень ободрили русских иерархов.
ВЦУЗ после Всезарубежного Собора
В мае 1922 г. за границей стало известно об аресте патриарха Тихона в Москве и захвате церковной власти обновленцами. Как только владыки Антония достигла весть об аресте патриарха Тихона и образовании «Живой церкви», на заседании ВЦУЗ от 30 мая 1922 г. были вынесены постановления, согласно которым причтам (священнослужителям) предписывалось возносить моления за освобождение патриарха. Обратиться с посланиями к главам православных и инославных церквей, кроме Папы Римского, в отношении которого имелись точные сведения, что «он вступил в соглашение с христопродавцами большевиками», а также к главам государств.
Кроме того, было решено лишить всякого церковного общения епископа Антонина (Грановского), возглавившего обновленческое ВЦУ, а также прочих епископов, клириков и мирян, восставших в угоду большевикам против своего патриарха, и осудить их действия.
Во исполнение этого указа владыкой Антонием были составлены и разосланы послания в защиту патриарха Тихона. В своем послании «Святейшим православным патриархам, православным митрополитам, архиепископам и епископам, предстоятелям Святых Божиих Церквей православных», владыка писал: «Страдания наши умножаются с каждым новым месяцем до настоящих дней, которые оказались еще более горестными, чем все пережитое нашей страной раньше. Именно в эти последние месяцы и дни богоборная рука врагов Христовых направилась против наших вековых святынь, ограбила из церквей священные украшения чудотворных икон и раки, содержащие нетленные тела святых угодников, также священные сосуды Божественной евхаристии и все прочие ценности Божиих храмов. Злодеи довершили свои преступления тем, что пытаются отнять последнее утешение православного народа. Они арестовали Святейшего Патриарха Всероссийского Тихона и объявили его низложенным за то именно, что он, даже не препятствуя продаже церковных ценностей в пользу голодающего народа, требовал, чтобы они отбирались из алтарей священными руками священнослужителей, как повелевают святые правила Вселенских Соборов. <…>
Не менее ужасно то, что заштатный епископ Антонин, давно известный по своим беззакониям, и с ним несколько преступных священников, ни во что не верующих, объявили сами себя церковным правительством, а Святейшего Патриарха низложенным, – в чем получают поддержку со стороны беззаконного советского правительства, коего 85% составляют евреи, а остальные 15% – безбожники. <…>
Просим всех боголюбивых архиереев и клириков православных не иметь с теми и другими никакого канонического общения и не считать их священнослужителями, но самочинным сборищем.
Сугубо просим православных владык и преподобных отцов-иереев, дьяконов и иноков и всех православных христиан возносить святые молитвы об избавлении Святейшего Патриарха Тихона от уз и об освобождении православного народа русского от деспотического ига коммунистов – гонителей святой веры, которые лишают его физической возможности возвысить свой голос в печати против врагов Христовых и обратиться с мольбой о том к заграничным православным во Христе братьям».
Продолжение следует