Отношение Зарубежного Синода с дальневосточными архиереями после совещания 1935 г.

К середине 1930-х годов часть русских иерархов оказалась на территории Маньчжоу-Го, созданного Японией в 1932 г. Это государство включало в себя северо-восток Китая, в т.ч. и Маньчжурию – место массового проживания русских эмигрантов. К тому времени здесь находилось 4 архиерея.

После смерти в 1931 г. митрополита Мефодия (Герасимова) Харбинскую кафедру занял архиепископ Мелетий (Заборовский). На камчатском подворье в Харбине служил также архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор (Анисимов). В 1934 г. был рукоположен во епископа Хайларского, викария Харбинской епархии Димитрий (Вознесенский), а в 1935 г. рукоположен во епископа Синьцзянского архимандрит Ювеналий (Килин), настоятель Казанского мужского монастыря в Харбине.

Мощной была русская православная община в центральных и южных районах Китая. До 1931 г. китайскую епархию возглавлял митрополит Пекинский Иннокентий (Фигуровский). После его смерти на Пекинскую кафедру был перемещен епископ Шанхайский Симон (Виноградов), возведенный в 1932 г. в сан архиепископа. В 1932 г. на Шанхайскую кафедру был поставлен епископ Виктор (Святин). В 1933 г. после смерти архиепископа Симона его кафедру занял епископ Виктор. В 1934 г. на Шанхайскую кафедру был рукоположен епископ Иоанн (Максимович).

26 апреля 1936 г. в Харбине состоялось чрезвычайное совещание дальневосточных архиереев. В нем приняли участие архиепископы Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский), Петропавловский и Камчатский Нестор (Анисимов), епископы Хайларский Димитрий (Вознесенский) и Синьцзянский Ювеналий (Килин), протоиереи М. Филологов и И. Петелин, а также миряне Е.Н. Сумароков и Н.Л. Гондатти.

После долгих обсуждений и обмена мнениями члены совещания постановили: «Митрополичьего округа на Дальнем Востоке не учреждать». Основанием для такого решения были названы следующие причины: отсутствие средств на содержание самостоятельного митрополита и его канцелярии, а также нежелание менять установившиеся условия существования Пекинской и Харбинской епархий в Китае. Совещание также решило ходатайствовать перед Архиерейским Собором о возведении в сан митрополита старейшего из дальневосточных архиереев архиепископа Мелетия.

Отношение Зарубежного Синода с американскими архиереями после совещания 1935 г.

В Америке, как и в Китае, результаты совещания были приняты довольно спокойно. Вскоре после прибытия в Америку митрополит Феофил дал интервью газете «Новая заря», в котором сказал: «Положение Зарубежной Русской Православной Церкви укрепилось в связи с достигнутым единением и миром. Теперь у нас единый центр церковного управления в лице Зарубежного Архиерейского Синода в Сремских Карловцах, где американский митрополичий округ будет представлять наш выборный представитель». Кроме того, он прямо заявил, что теперь, после совещания, под церковную жизнь в Америке «подведен прочный канонический фундамент».

Собор американских иерархов обеих юрисдикций открылся 11 декабря 1935 г. в Свято-Тихоновском монастыре и решил вопрос об объединении достаточно быстро. В работе Собора приняли участие митрополит Феофил (Пашковский), архиепископы Виталий (Максименко) и Адам (Филипповский), епископы Арсений (Чаговец), Леонтий (Туркевич), Вениамин (Басалыга), Иероним (Чернов), Макарий (Ильинский).

Митрополит Феофил зачитал доклад по результатам своей поездки, и было принято решение одобрить постановление совещания под председательством патриарха Варнавы. Архиереи наметили общий план совместной объединительной работы, которая должна быть проведена к намеченному на август 1936 г. Архиерейскому Собору РПЦЗ. 13 декабря Собор был закрыт, а 15 декабря русские архиереи: митрополит Феофил, архиепископ Виталий, епископы Леонтий, Иероним и Макарий – уже совместно служили литургию в Покровском кафедральном соборе в Нью-Йорке.

Но не все шло успешно в деле объединения Церкви. По словам архиепископа Виталия (Максименко), противники единства обвиняли митрополита Феофила и его сторонников в том, что они «продали нашу американскую автономию».

14 мая 1936 г. в Питсбурге открылся Собор русских иерархов в Северной Америке. Собор, в котором приняли участие митрополит Феофил, архиепископы Адам (Филипповский), Тихон (Троицкий), Виталий (Максименко), епископы Арсений (Чаговец), Вениамин (Басалыга), Иероним (Чернов), Макарий (Ильинский) и Леонтий (Туркевич), постановил принять к руководству «Временное положение» и озаботиться проведением его в жизнь.

Вполне мирно в Америке были распределены и епархии. Примирение не нарушило привычного уклада жизни иерархов, сохранивших за собой места пребывания и кафедральные соборы. Оставалось утвердить решения Питсбургского Собора в Сремских Карловцах на Архиерейском Соборе РПЦЗ.

Продолжение следует

от Епископ Анастасий (Суржик)

Епископ Анастасий (в миру Анатолий Николаевич Суржик; 2 декабря 1946, Владивосток) — епископ РПЦЗ с титулом «епископ Владивостокский и Дальневосточный». До 1993 года был священником Московского патриархата. В 1976 году рукоположён в сан диакона и священника. Окончил Дальневосточный Государственный университет, Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1997 году принял монашеский постриг с именем Анастасий. 29 июня 2003 года в парижском Храме Всех Святых, в Земли Российской Просиявших, перед службой было произведено наречение иеромонаха Анастасия во епископа Владивостокского и Дальневосточного. В 2016 г. Дальневосточная епархия перешла в юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ под председательством первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Агафангела (Пашковского). Территория Дальневосточной епархии  была установлена в границах Дальневосточного федерального округа РФ, Китая, Корейского полуострова и Японии.

Добавить комментарий

Войти через соцсети