Николай Иовлевич Винокуров (в центре), Средне-Колымске Якутской области
В мае 1929 г. настоятелем обновленческого Кафедрального Успенского собора и управляющим Владивостокской епархией стал архиепископ Николай Винокуров. Родился Николай Иовлевич Винокуров в 1880 году в г. Средне-Колымске Якутской области в семье потомственных священнослужителей. После окончания курса обучения в Якутском духовном училище и Якутской духовной семинарии Николай Винокуров служил псаломщиком и законоучителем в народном училище. Принимал активное участие в проведении Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, за что был награжден бронзовой медалью на ленте. В 1901 году был рукоположен в сан диакона, а затем – священника.
После установления советской власти отец Николай Винокуров отрекается от сана и становится счетоводом в рабоче-крестьянской милиции. В 1926 г. он восстанавливается в сане и служит священником в обновленческом храме Иркутска. В 1927 г. имел встречу с прибывшим в Иркутск идеологом обновленческого движения митрополитом Александром Введенским. Будучи человеком энергичным и деятельным, отец Николай просит Дальневосточное митрополитанское управление (ДВМУ) о назначении в Якутию правящего обновленческого епископа, т.к., по его словам, в Якутии в дни революционных мероприятий было убито большое количество священников. Эта просьба была услышана, и в мае 1927 г. он был возведен в сан епископа Средне-Колымского и Анадырского.
По прибытии в Средне-Колымск епископ Николай развернул активную деятельность. Знание края и языка позволили ему собрать обновленческую общину, организовать ее деятельность, создать сестричество, участницы которого занимались благотворительностью и оказывали помощь местным жителям.
Население далекой Колымы, услышав о приезде епископа, но не зная о церковном расколе и обновленчестве, радостно принимали нового епархиального архиерея. Его ораторский талант способствовал завоеванию популярности среди народа, что и привело к скорому его аресту и высылке в Якутстк.
В результате деятельности епископа Николая в Якутске была создана обновленческая община во главе с протоиереем А.Г. Якушковым и священником Д.Н. Бельчуком. 16 апреля 1929 г. он был возведен в сан архиепископа.
Вступив в управление Владивостокским Кафедральным собором, архиепископ Николай быстро вошел в круг дел, и для решения важных вопросов 18 августа 1929 г. им было проведено общее собрание прихожан.
На собрании присутствовало 30 человек. В повестке дня стояли следующие вопросы: 1) ознакомление с новым положением о религиозных объединениях; 2) о деятельности Совета уполномоченных; 3) денежный отчет церковного старосты Зарина; 4) о ремонте собора; 5) о содержании причта; 6) о квартирах священнослужителей; 7) о деятельности хорового комитета; 8) выборы церковного старосты; 9) выборы уполномоченных (церковного совета – прим. ред.).
Наиболее тяжелым вопросом был вопрос о ремонте собора. Из доклада С.М. Голобоковой следовало: «Ориентировочная смета на полный ремонт собора достигает до 10 000, а на это дело не имеется никаких специальных средств… В текущем году необходимо в срочном порядке починить крышу, давшую течь, вставить все побитые стекла и установить в соборе отопление. О восстановлении парового отопления говорить не приходиться, т.к. не будет возможности достать в должном количестве уголь, материал на починку паропроводки и не хватает средств на содержание двух истопников. Необходимо приобрести 4 печи, образца ж/д вагонов, с достаточным количеством труб и озаботиться приобретением угля, хотя бы не большим количеством» (надо сделать сноску или пометить в скобках: в цитатах сохранена орфография и пунктуация первоисточника).
Не менее остро стоял вопрос о квартирах для священнослужителей. Ввиду расторжения договора с комхозом на аренду соборного дома все духовенство было переведено на 26 версту (на дачу Серебрякова) с уплатой за сезон 135 руб., так было размещено 3 семьи. Но на зиму приходится в срочном порядке разыскивать квартиры в городе, что было сопряжено с большими расходами.
В 1929 г. по инициативе настоятеля обновленческой Благовещенской церкви протоиерея Григория Ваулина владивостокские обновленцы получили от местных властей разрешение на проведение крестного хода с местночтимой Казанской иконой Божьей Матери. Крестный ход начался в воскресенье, 15 сентября, из Кафедрального Успенского собора и направился по улицам: Ленинской, 25 Октября, 1 Морской и Посьетской в Благовещенскую церковь.
В следующее воскресенье, 22 сентября, крестный ход продолжился из Благовещенской церкви по Посьетской, 1 Морской, 25 Октября, Ленинской, 1 Мая к Комсомолькой пристани, на катере через б. Золотой Рог к бывшей Шевелевской пристани по Березовой и Пихтовой в Свято-Духовскую церковь на м. Чуркин.
В воскресенье, 29 сентября, – из Свято-Духовской церкви по Пихтовой, Калининской, Интернациональной, Луговой, Центральному проспекту, 1 Круговой, 1 Северной и Благовещенской в Петропавловскую церковь на 1 Речке.
В воскресенье, 6 октября, – из Петропавловской церкви по Благовещенской, Северному пр-ту, Океанскому пр-ту и Китайской – в Покровскую церковь.
В воскресенье, 27 октября, – из Покровской церкви по Китайской и Ленинской крестный ход возвратился в Кафедральный Успенский собор.
Вначале 1930 г. архиепископ Николай возвращается в Средне-Колымск. Указом обновленческого Синода от 13 октября 1931 г. Якутская обновленческая епархия была включена в состав Сибирской митрополии «с поручением Иркутскому Преосвященному совершения в потребных случаях канонических действий для Якутской епархии». После этого архиепископ Николай перемещается в Иркутск, а в начале 1932 г. получает назначение в Калужскую обновленческую епархию. Вскоре был арестован и 18 июня 1932 г. уволен на покой.
16 августа 1932 г. осужден тройкой при ПП ОГПУ Московской области по ст. 58 п. 10 УК РСФСР и приговорен к 3 годам ИТЛ. Наказание отбывал в Карелии, в Балтлаге ОГПУ.
30 августа 1937 г. осужден тройкой НКВД Мордовской АССР по ст. 52-2, 58-11 УК РСФСР. Приговорен к расстрелу.
Продолжение следует