…Начало аукциона русской коллекции «Альфа-Арт» в Москве было необычным: анонимный звонок в милицию предупредил о заложенном в зале взрывном устройстве. Только высокая оперативность спецслужб, установивших, что угроза ложная, позволила начать аукцион всего с сорокаминутным опозданием. Предшествовавшие аукциону статьи в прессе внушали читателю, что это – разбазаривание национального достояния, потворство контрабанде, действо, рассчитанное исключительно на западного покупателя и т.д. Так что же такое аукцион, кому и зачем он нужен?

Важнейшим для всех заинтересованных сторон стал вопрос о правильной политике ценообразования. Недостаточно осведомленные покупатели настаивали на ценах, аналогичных ценам «Сотбис» и «Кристи». При этом они исходили из цен аукционов конца 80-х годов (на это время пришелся пик моды на русское искусство), ошибочно считая цифры, приводимые в каталогах, стартовыми, в то время как они были лишь прогнозами. Для определения цен первоначально рассматривался рецепт дилеров черного рынка : брать цены «Сотбис» и «Кристи» последних лет на схожие работы тех же авторов и делить их на три. Очевидно, подобный коэффициент, в целом, правилен, но вряд ли универсален – скажем, русский академический пейзаж, относительно недорогой на Западе, может быть продан в России по цене, значительно более высокой, чем в Лондоне или Нью-Йорке, а цены на русский авангард будут на Западе много выше, нежели у нас.

Сейчас можно предположить, что самый благодатный рынок для русского искусства возник в самой России – численный рост состоятельной прослойки населения и расширение корпоративного коллекционирования способствует существенному подъему внутренних цен и потенциальной «репатриации» вывезенных произведений искусства.

Следует отметить, что аукционы способствуют выявлению и отсеву подделок – поток «фальшаков» нарастает по мере развития рынка. Особое беспокойство вызывает возможность экспорта огромного числа высококлассных подделок русского авангарда, вывезенных на Запад за последние сорок лет и выявленные экспертами (так, работы с провалившегося аукциона «Филипс» уже вовсю гуляют по России).

На Дальнем Востоке аукцион только начинает становиться нормой делового партнерства – Приморская картинная галерея провела несколько аукционов по продаже произведений искусства. Думается, подобные мероприятия станут нормой в нашем регионе, который активно осваивает деловое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона.

Итак, вы решили принять участие в аукционе произведений искусства – как зритель, а может, и как участник. У вас долгое время хранилась бабушкина картина, и вы подозреваете, что она принадлежит кисти русского мастера начала двадцатого века. Правда, знакомые не рекомендуют вам расставаться с полотном, которое может быть оценено очень низко – ведь оно в таком плохом состоянии… Но вы настроены решительно – листаете каталоги, советуетесь с друзьями, путешествуете по Интернету в надежде найти аналог хранящегося у вас шедевра. И находите. И понимаете, что обладаете раритетом, который бесценен, поскольку принадлежит кисти великого мастера и стоит целое состояние. Правда, организаторы аукциона вам не поверили (бюрократы..) и попросили заключение специалистов. Вы понимаете, что ваша работа стоит еще больше – уж очень настороженно приняли ваше заявление о времени написания и ценности работы. И соглашаетесь, после долгих бессонных ночей и раздумий, сдать картину по максимальной цене. Правда, ваш лот не вызвал ни малейшего интереса у покупателей и вы остались ни с чем. И, скорее всего, в этом виноваты вы сами, поскольку формирование цен на аукционе зависит от многих факторов – от спроса, от предложения, от подготовленности партнеров, от опытности организаторов… И от того, ЧТО вы предлагаете на продажу. Даже если вы уверены, что холст принадлежит мастеру, вы должны проконсультироваться со специалистом и получить письменное заключение о состоянии работы, времени написания и предполагаемым авторством. Правда, крупные аукционы сами предоставляют подобные услуги, но не всем повезет выставляться в «Сотбис». Именно подлинность холста (а не подделка или копия, которые иногда очень трудно отличить от оригинала) является первой точкой отсчета при определении цены. Второй фактор – состояние рынка, мода или потребность именно в этом жанре, времени или художнике. Поэтому не удивляйтесь, если маленький пейзаж в достаточно плохом состоянии будет продан мгновенно, а большой яркий натюрморт (предположительно голландский) не привлечет ничьего внимания – потому что окажется талантливой, но подделкой. Как говорилось выше, существует мода на то или иное время, имена и направления в искусстве. Помните, что через какой-то промежуток времени ваша коллекция может стать настоящим событием для специалистов.

от Воронина Светлана

Воронина Светлана Геннадьевна родилась на острове Сахалин в 1968 г. В 1987 г. окончила Владивостокское художественное училище (факультет дизайна). В данный момент обучается в ДВГУ на факультете «Истории и философии». С 1989 г. работала в Приморской картинной галерее художником-реставратором, а с 1998 г. является заведующей филиалом Приморской картинной галереи. Ее творческая деятельность началась с 1993 года. Светлана Воронина - организатор многих выставок: «Белый танец» 1993 г., региональной молодежной выставки 1994 г., региональной выставки молодых художников 1995 г. Принимала участие в арт-проектах: «В комнатах» 1995 г., «Пески» 1997 г., «Имярек» 1998 г., «Рыба» 1998 г. и выставке «Art / x / Toyama» 2002 г. C 1998 года курировала арт-проекты: «Владивосток-2000», «Мы», «Дабл дабл», «Лабиринт», «История одного поместья», «Есть ли душа у чайника?» и т.д.

Добавить комментарий

Войти через соцсети