“:Знают на небе лишь ангелы ваши, что вас, станичники, ждет.”
Как сейчас поступают с ниспровергателями устоев – террористами? Стреляют, душат газами: А как же? Ведь они замахнулись на самое святое – государственность! Пытаются выдвигать какие-то требования и кому?! ГОСУДАРСТВУ! Это XXI век.
Иная ситуация была в первой четверти прошлого, XX века. Люди, насильно захватившие власть в столицах, объявили войну не только российской государственности, но и народу, проживающему на территории империи. Целые слои общества, сословия, были объявлены вне закона: дворянство, офицерство, купечество, казачество.
Испытав на собственной шкуре прелести коммунистического рая с его продразверстками, утеснениями, конфискациями (читай – узаконенный грабеж), воинствующим атеизмом, расказачиванием, поднимались верные сыны отечества – казаки – на борьбу с грабителями-коммунистами. И атаманы нашлись:
Он добыл офицерский чин ударами шашки. Фаддей Львович Глебов к 1916-му году имел полный бант Знака ордена Святого Георгия-Победоносца (солдатский георгиевский крест). Это дорогого стоит. Храбрец! Происходил из казаков Сибирского казачьего войска.
Родился 25-го июня 1887-го года в поселке Казанском Акмолинской области (сев. Казахстан). Начал службу в 1-м Сибирском казачьем, Ермака Тимофеевича, полку, закончив учебную команду того же полка. Был ординарцем командира полка, полковника Петра Николаевича Краснова, впоследствии прославленного Донского атамана и непримиримого борца с ниспровергателями основ. Великую войну начал в личном конвое генерала Самсонова. Младший урядник, затем вахмистр. К 1918-му году имел четыре ранения, орден Св. Георгия 4-й степени и чин подъесаула. Командир 1-й сотни казачьего, Ермака Тимофеевича, полка. В июне 1918-го сформировал в станице Пресновской 5-ю сотню 1-го Сибирского казачьего полка, затем – командир 1-й сотни того же полка. К маю 1919-го – есаул, помощник командира полка, с 6-го августа 1919-го года стал командиром 10-го Сибирского казачьего полка (с 9-го сентября 1919-го года – войсковой старшина). С ноября 1919-го – полковник, командир Сибирской казачьей бригады. Участник Сибирского Ледяного похода. Осень 1920-го года – генерал-майор. Начальник Сводной казачьей дивизии с весны 1921-го года. Ни клочка родной земли не отдал казак без боя. Бился с красными дьяволами, не щадя себя.
В сентябре-декабре 1921-го года командовал Гродековской группой войск в Приморье. Генерал-лейтенант семеновского производства.
После неудачных боев под Спасском и Монастырищами в октябре 1922-го года глава правительства генерал Дитерихс отдал приказ об эвакуации Никольска-Уссурийского и Владивостока, уходе всех желающих за границу. Дальневосточная группа генерала Глебова в 3,5 тыс. штыков и сабель отходила на Владивосток и была эвакуирована морем на судах Сибирской военной флотилии адмирала Старка.
Беженцы и чины Дальневосточной казачьей группы, обосновавшейся в Гензене, проживали в бараках, предоставленных им японским Красным Крестом. В середине 23-го года генерал Глебов принимает решение о ликвидации беженского лагеря: гражданское население и семьи военнослужащих отправляются в Маньчжурию, а Дальневосточная казачья группа в составе около 1000 человек была посажена на транспорты <Охотск>, <Защитник>, <Монгугай> и отбыла 7-го августа в Шанхай. Пораженная администрация Шанхая глазам не поверила, когда утром 14-го сентября 1923-го года увидела в устье реки Янцзыцзян у фортов Вузунга заржавленные русские корабли под трехцветным, бело-сине-красным, флагом несуществующего государства и с подтянутыми часовыми на палубе.
“Убирайтесь вон из Шанхая в течение 48 часов!” – потребовала администрация Шанхая. Они не знали Глебова: “Нет!” – ответ был короток и лаконичен. Тогда англичане потребовали разоружиться и спустить национальный флаг. Энергичный Глебов приказал кораблям войти в реку Вампу (Хуанпу) на пути в Шанхайский порт и занять карантинную станцию для устройства лагеря.
Начались долгие переговоры о возможности переселения казаков на территории Шанхая. Не вдаваясь в подробности долгого карантина казаков, можно отметить, что просидели они на своих кораблях и в лагере на карантинной станции более трех лет
Вспомнили о казаках, как обычно, когда пришла большая беда. В Китае бушевала гражданская война. Китайские красные войска из Кантона под командованием молодого энергичного генерала Чан-Кай-ши с советскими политическими и военными советниками захватили город Ханькоу и подошли к Шанхаю. Британское правительство забеспокоилось: судьба международного Шанхая с его многомиллионными банками и торговыми предприятиями висели на волоске. Англия в срочном порядке направляла в Шанхай свои части и корабли военно-морского флота. Но: путь из Англии в Шанхай далекий, а гарнизон Шанхая недостаточен, и в случае массовой атаки кантонцев на город его защитники были бы просто сметены. Бои шли уж в предместьях: на Северном вокзале попали в ловушку два русских бронепоезда из армии Северной коалиции. Все погибли:
Генералу Глебову было предложено сформировать русский волонтерский отряд для защиты границ международного сеттельмента Шанхая до подхода английских войск. Отряд был сформирован 21 января 1927 г. и влит в состав Шанхайского волонтерского корпуса. Спасибо тебе, генерал, и низкий поклон. Вот жаль, что на родине этого не удалось:
Сидение казаков на кораблях закончилось, и они теперь стали полноправными жителями Шанхая вместе с несколькими сотнями кадетов и других беженцев из Владивостока, сошедших на берег в 1922 г.