Продолжение.
Начало в «ВБ» №06 (122), июнь 2009
Великий Князь Александр Михайлович был вторым представителем династии Романовых, посетившим Дальний Восток России, Южно-Уссурийский край и Владивосток. Этот визит был связан с кругосветным плаванием корвета «Рында» под командованием капитана первого ранга Ф.К. Авелана в 1887-1888 гг.
Великий Князь в звании мичмана был членом экипажа корвета и выполнял все работы и службы, соответствующие должности. Владивосток и население края готовились встретить Его Высочество с подобающим почетом, но инструкцией и по эскадре, и по корвету «Рында» предписывалось Великого Князя считать простым офицером флота и не воздавать никаких почестей, поэтому торжественных ритуалов и встреч не было. Местные газеты отмечали: «Прибытие Его Императорского Высочества в край простым офицером флота, пожелавшим пройти школу службы во флоте в младших чинах, будет навсегда многозначительно для края – амурцы увидели в Великом Князе того заурядного работника, какими все себя здесь чувствуют, и приветствуя Его Высочество, сознавали, что нашего полку прибыло».
Первый заход «Рынды» во Владивосток состоялся в июле 1887 года. Сразу же по прибытии в край Великий Князь проявил глубокий интерес ко всему окружающему, к нуждам Приамурья. Во Владивостоке он ознакомился с сооружениями Морского ведомства; осмотрел порт, вновь построенный док, артиллерийские и минные склады; затем было посещение крепостных сооружений Владивостока, в том числе присутствие на учебных стрельбах береговой батареи Купера на полуострове Шкота.
В свободное от служебных занятий на корвете время и в дни, не занятые осмотром учреждений морских и сухопутных войск, Великий Князь принимал участие в охоте на островах Путятина, Аскольд, Рикорда.
В августе 1887 года Корвет «Рында» отправился в плавание до залива Де-Кастри с заходом в русские порты Восточного океана. Зимой 1887-1888 гг. корвет ремонтировался в Нагасаки; с весны 1888 года он находился в крейсерстве в южной части Тихого океана; в июне этого года состоялся второй заход «Рынды» во Владивосток.
Великий Князь Александр Михайлович, как и в первый заход, активно интересуясь жизнью Южно-Уссурийского края, принимал участие во многих событиях местной морской и общественной жизни (парусные и шлюпочные гонки, встречи и концерты в морском собрании, мероприятия Общества изучения Амурского края и др.)
Посещая порты и населенные пункты края, Его Высочество делал многочисленные пожертвования, о чем свидетельствуют архивные документы и исторические публикации.
В одном из архивных документов хранится «Список пожертвований, сделанных Его Императорским Высочеством, Великим Князем Александром Михайловичем, в пользу церквей и школ в Приамурском крае в его проезд в 1887 году». Согласно списку, 16 православным храмам (церквам, часовням), 6 школам и Православному Братству Благовещенска было пожертвовано 2860 рублей. По видимому, одним из самых крупных пожертвований была сумма в 1000 рублей, переданная Обществу изучения Амурского края на строительство здания музея. Сохранился исторический фотоснимок торжественной закладки здания музея 30 июня 1888 года, на котором запечатлено присутствие Великого Князя.
С 25 марта 1892 года он принял звание покровителя Общества изучения Амурского края, и был им в течение почти двадцати лет, оказывая всяческую помощь общественной научно-исследовательской организации.
Большое бескорыстно-практическое участие Великого Князя Александра Михайловича в жизни населения Приамурья выразилось следующими двумя акциями. В сентябре 1887 года он обратился к Военному губернатору Приморской области генерал-майору И.Г. Баранову с предложением адресного пожертвования нуждающемуся населению края:
«Ваше Превосходительство
Иосиф Гаврилович!
Никогда не изгладится из Моей памяти пребывание на отдаленнейшей окраине нашего дорогого отечества чувства глубокой преданности Государю Императору и та неподдельная искренняя радость при встрече со мной, как Членом Царственной Семьи, выраженная всеми от мала до велика, глубоко запали в моем сердце.
Высказывая это Вашему Превосходительству, у меня явилась душевная потребность оказать помощь тем, которые потеряют здоровье и силы, или впадут в несчастье в этом крае, а также бедным сиротам. Поэтому, с одобрения Августейшего Родителя, получаемое мною штатское офицерское по службе содержание жертвую на благотворительные цели Приморской области.
Деньги будут высылаться в непосредственное распоряжение Военного губернатора Приморской обрасти и должны расходоваться:
- На призрение и воспитание бедных сирот без различия звания и пола
- На лечение неимущих бедных
- На пособие впавшим в несчастье, как например разоренных от пожара, наводнения и прочего.
…Если капитал возрастает до размеров таковых, что можно будет учредить больницу, то буду очень рад, если на жертвуемые Мною средства таковая устроена…»
Как свидетельствуют документы, в течение 25 лет, пока Великий Князь служил в Морском ведомстве, в край поступало ежегодно 4 тысячи рублей.
И еще одну акцию на благо Южно-Уссурийского края инициировал Александр Михайлович – это учреждение во Владивостоке Общества любителей охоты. В октябре 1887 года он обратился к Военному губернатору Приморской области И.Г. Баранову:
«Многоуважаемый Иосиф Гаврилович!
Желая сохранить охоту на острове Аскольде, которая с каждым годом портится, благодаря варварскому истреблению оленей манзами, для добывания пантов, предложил любителям охоты в г. Владивостоке основать «Общество любителей охоты» под Моим покровительством. Прошу от лица Общества разрешить охоту на вышеупомянутом острове, если найдете возможность безвозмездно, если же нет, то Общество готово арендовать этот остров…»
Общество действовало в крае c 1888 до 1917 года, активно занимаясь природоохранными делами. В отчете Общества за десятилетний период отмечалось, что если «при поступлении в ведение Общества, на о. Аскольде в 1888 году насчитывалось не более 100 оленей, то в 1898 их стало до 1500 голов».
Исследователи-историки относят Великого Князя Александра Михайловича к видным государственным и военным деятелям, отмечая его значительный вклад в создание морского транспорта и авиации России.
Большой интерес представляет его исследовательская работа в преддверии Русско-японской войны. В 1896 году, за 8 лет до войны, он подготовил «Соображения о необходимости усилить состав русского флота в Тихом океане», в этом труде были представлены сведения о флоте Японии, был дан прогноз формирования военно-морских сил Японии, подготовлена программа судостроения в России. В заключительной части Александр Михайлович писал:
«Прочитав записку, никто, мне кажется, не станет отрицать крайней необходимости увеличить немедля наш флот на Тихом океане. Можно не согласиться со мной относительно типов судов, их боевых качеств, числа и других специальных вопросов, но вопросы о преобразовании Владивостока в первоклассный военный порт и создании сильного Тихоокеанского флота не подлежат ни малейшему сомнению и должны стать на первую очередь.
Мне могут возразить, что я слишком увлекаюсь, что кроме Тихого океана не меньшей заботы требуют флоты Балтийского и Черного морей, и что Россия не в силах затратить такую громадную сумму на один Тихоокеанский флот, когда наши интересы в Европе выше интересов на Дальнем Востоке. На это возражение отвечу фактами.
В 1891 году Государь Император лично положил во Владивостоке начало Восточно-Сибирского железнодорожного пути, и с тех пор с лихорадочной поспешностью продолжают постройку дороги. На это гигантское предприятие не задумались отпустить 300 млн. рублей. В то же время Военное министерство занято усилием состава сухопутных сил, которые, если я не ошибаюсь, должны не в далеком времени утроиться против настоящего числа. Эти факты доказывают, что в будущем предвидят громадное значение всей Сибири, и в особенности Восточной, т.к. она соприкасается с открытым океаном.
Уже теперь Сибирь служит местом, куда идет излишек нашего населения, и Россия, благодаря этому, находится среди европейских наций в совершенно исключительных условиях. Все государства свой излишек населения теряют безвозвратно в Америке, Австралии, Африке; там переселенцы или сливаются с прибывшими ранее их, или образуют новые государства, ничего не имеющие общего со своей Родиной, подчас даже враждебные ей. У нас же, слава Богу, ничего подобного не может быть. Наши переселенцы остаются теми же русскими сынами одного Содержавного Царя, их выселение с Родины служит укреплением нашего владычества в русской Азии, они призваны в будущем охранять далекие границы своего отечества.
Но Восточная Сибирь для торгового и экономического развития требует свободного доступа к открытому морю; дать Сибири море и не допускать врагов к нашим берегам – в этом и есть великое призвание будущего Тихоокеанского флота. Не следует жалеть средств на создание этого флота и его базы, первоклассного военного порта во Владивостоке, мы, может быть, не увидим плодов всех теперешних начинаний, но наши потомки вполне оценят все усилия…
Так же как Великий Петр и Великая Екатерина, дав нам Балтийское и Черное моря, связали с западно-европейским миром наше отечество и создали из нас первостепенную и грозную для врагов державу, так и ныне, благополучно царствующему Императору предстает великое дело – приобщение Сибири к общей жизни Европейской России и ограждение навсегда наших интересов на Дальнем Востоке от посягательств как со стороны Японии, так и со стороны нашего самого опасного врага – Англии…»