Мысль о власти в моих руках была Богом внушена Земскому собору… Именно за Веру, за права Народа я
и буду вести борьбу. Вести до конца. За Веру Христову я и умруМ.К. Дитерихс, октябрь 1922 г., г. Владивосток
История знает мало примеров, подобных тому, когда последние бойцы Белой гвардии вряд ли полагали, что смогут пройти победно до Москвы и спасут Родину от большевизма – однако приступали к строительству Национальной Государственности в Приморье. Нужно было показать России и всему миру, что Белая борьба завершается под лозунгами возврата к традициям Родины: Православию, Самодержавию, Народности. Финалом Белого движения должен был стать акт восстановления преемственности традиций, разорванных Гражданской войной, после чего можно было говорить о «согласии и примирении».
Эту святую Миссию суждено было выполнить человеку необычной и интересной судьбы. Для наших отцов и дедов это был враг, возглавивший Белое движение в Приморье. Для наших прадедов это был военоначальник, заслуживший самые высокие награды Российской Империи – генерал-лейтенант М.К. Дитерихс</font >.
Михаил Константинович (1874-1937 гг.)</font > родился в семье потомственных военных. Его предки с рыцарской доблестью служили России более двух веков. Его отец, Константин Александрович, был другом и сослуживцем Льва Толстого во время войны на Кавказе. Семьи породнились: сестра Михаила Константиновича, Ольга, вышла замуж за сына Льва Толстого, Андрея. А дочь от этого брака – Софья, стала женой Сергея Есенина, а с 1932 г. была воспитателем детей Сталина…
За заслуги своих предков Михаил Константинович был определен воспитанником Пажеского Е.И.В. Корпуса. Знакомство с семейными хрониками, рассказами о войне с Наполеоном, наградными листами, орденами, знаками, старинным оружием предков – все складывалось в сознании будущего офицера в единый образ Отечества и Верховного главы его – Государя. После блестящего окончания Корпуса – служба в Туркестане, дальше – Академия Генерального Штаба.
С началом Русско-японской войны для Дитерихса началась первая военная кампания на Дальнем Востоке. Во время этой войны Михаил Константинович был удостоин Высокой Чести стать «Восприемником от купели» наследника престола – царевича Алексея. Такая честь глубоко религиозному Детерихсу казалась неким Божественным провидением, так как он становился фактически «крестным» царевича и ответственным за его судьбу… Можно ли тогда было думать, что через 15 лет Дитерихс будет расследовать обстоятельства мученической кончины Алексея… В I Мировую войну генерал-лейтенанту М. Дитерихсу было доверено командовать Русским Экспедиционным Корпусом во Франции, далее руководить Юго-Западным фронтом, быть разработчиком «Брусиловского прорыва» и быть награжденным Золотым оружием и французским орденом Почетного Легиона.
После отречения Царя Дитерихс вернулся в страну, опьяненную дурманом свободы, вседозволенности, где воинская дисциплина считалась пережитком, где было опасно носить вензеля на погонах и ордена за мужество на груди…
Подписание Брест-Литовского «мирного» договора с немцами вынудило его принять участие в Гражданской Войне в составе Чехословацкого корпуса.
В Омске от Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака он принимает пост начальника штаба Западного фронта, затем командующего Восточным фронтом.
После занятия г. Екатеринбурга ему, учитывая его поразительное трудолюбие и монархические симпатии, поручается расследовать обстоятельства гибели Царской Семьи. Позже Михаил Константинович напишет исторически ценный труд «Убийство царской семьи и членов дома Романовых на Урале». Эту книгу впервые напечатала Военная типография на о. Русском во Владивостоке в 1922 г.
К 1920 г. измотанная в боях, в тифу, без патронов, зимнего обмундирования, топлива для паровозов, в сибирские морозы, отступающая армия А. Колчака была разбита большевиками. В России завершилась Гражданская война. Советская власть беспощадно подавляла последние очаги сопротивления в Сибири. Лишь в Приморье еще сохранилась под прикрытием союзных войск власть Временного Приамурского Правительства.
Во Владивостоке сошлись до 30 тысяч остатков армий А.В. Колчака, Г.М. Семенова, Р.Ф. Унгерна, моряки Сибирской флотилии, кадеты, гардемарины, казаки – которые были способны хоть какое-то время противостоять большевикам. Единственным выходом спасти растерзанную армию, беженцев, город было установление власти, способной к борьбе. Избрать лицо, возглавившее Земскую Рать, возлагалось на Земской Собор. В состав этого последнего в России Земского Собора входили представители всех сословий, религии, командующие войск, флотов, волостные старшины, атаманы, ректоры высших учебных заведений, профсоюзы порта, артелей и т.д.
Это был возврат к старым московским традициям Руси XVII века, когда интересы политиков должны уступить интересам деловых, культурных людей с целью возвращения Русской Государственности. Большинством голосов был провозглашен М.К. Дитерихс, который в присутствии тысяч людей в Успенском соборе принял Присягу на верность Земскому собору и звание Воеводы Земской Рати.
Теперь нужно было защитить этот оплот жизни русской Государственности, решить проблемы края, нужды армии, беженцев без крова на пороге зимы и противостоять неизбежному, жестокому наступлению Советских войск…
А бои с красными в Приморье продолжались, необходима была материальная поддержка, мобилизация всех сил.
На призыв Правителя о помощи «русская интеллигенция» и финансовые группы города, не сознавая ужасов надвигающегося большевизма, не дали средств для борьбы и в добровольцы не пошли…
М.К. Дитерихс был поражен равнодушием владивостокских богатых торговопромышленников, а ведь Земная Рать защищала их от «красного террора»! Но Дитерихс не стал прибегать к угрозам, конфискациям, сказав провидчески: «Им Судья – Бог». Красное кольцо сжималось, а на фронт уходили кадеты, студенты с молитвой на устах – погибала молодость России! И воевода вынужден был отдать приказ об отступлении из города, который не оказал реальной поддержки армии. Вооруженное противостояние большевистской власти становилось историей…
Михаил Константинович лично контролировал отход пеших войск в Китай, а тысячи людей покидали Отечество на судах эскадры адм. Г.К. Старка. Стоящие на палубах в сумерках вглядывались в уходящие берега родной России, ловили взглядом последние огоньки… Беженцы крестились, текли слезы, многие не могли сдержать рыдания… Опустилась темная ночь 25 октября 1922 года…
25 октября 2005 г. во Владивостоке на о. Русском силами общественности под троекратный ружейный салют состоялось открытие и освящение Памятного Креста в честь тех, кто любил Родину и ушел в изгнание в 1922 г. В начале 2009 г. во время строительства моста на остров Русский Крест был демонтирован…