И вот что сообщает А.Е. Хильковский: «Среди них, скажем прямо, ничем особенным фотограф Федор Иванович Подзоров не выделялся. Правда, был он профессионалом, работал добротно и качественно, как, впрочем, и большинство его коллег. В процессе составления книги удалось выяснить, что по происхождению Федор Иванович Подзоров был из государственных крестьян Харьковской губернии. Где и когда обучался фотографическому ремеслу, неизвестно, однако известно, что поначалу он работал управляющим в фотографическом заведении фотографа Ромуальда Леонардовича Туккера, которое тот открыл в Харькове 4 июня 1892 г. по адресу ул. Екатеринославская, 6. Видимо, года через три, но не ранее августа 1894 г., Федор Иванович Подзоров выкупает у хозяина фотографию с условием, что будет работать под фирмой Туккера. Т.е. во всей рекламе – вывесках, объявлениях и пр. заведение по-прежнему называлось «Фотография Р.П. Туккера».
9 апреля 1897 г. Ф.И. Подзоров получает разрешение на открытие в соседнем доме по ул. Екатеринославской, 8 собственного фотографического заведения – «Фотография Ф.И. Подзорова». Проработав чуть более года, не позднее августа 1898 г. Федор Иванович Подзоров внезапно продал все свои заведения и… «пропал». «Пропал» в том смысле, что более поздних упоминаний о нем не было найдено ни в одной харьковской газете, ни в рекламах, ни в справочниках, ни в архивных документах. Нигде! Словно сквозь землю!
Через год после выхода вышеупомянутой книги А.Е. Хильковский все же обнаружил «пропавшего» фотографа Подзорова в… собственном альбоме с открытками обменного фонда. На великолепных, качественных и пронумерованных открытках «Привет из Порт-Артура», отпечатанных в приятном голубовато-зеленом тоне, он с изумлением прочитал: «Издание Фот. Ф.И. Подзорова, Порт-Артур». Адресная сторона открыток не разделенная, т.е. выпущены они до 1904 г. С помощью коллеги из Москвы К.Г. Сокола, указавшего, что имеется такая же серия открыток Подзорова «Привет из Дальнего», удалось составить небольшой каталог. Каталог, к сожалению, пока не полный, т.к. открытки из этих серий довольно редки.
«Что же привело Подзорова на Дальний Восток, в Маньчжурию, так далеко от родного Харькова?» – вопрошает автор статьи и ссылается уже на Владивосток. «Описывая проходившую в 2005 г. во Владивостоке выставку из собрания коллекционера, автора и читателя журнала «Филокартия» Г.П. Турмова, корреспондент газеты «Комсомольская Правда Дальний Восток» И. Голубев пишет: «… следует отметить особо, во-первых, великолепно сохранившуюся большую фотографию, на которой запечатлены офицеры владивостокского гарнизона и члены их семей. Автор снимка – придворный фотограф Подзоров – был послан делать фоторепортажи с места событий во время Русско-японской войны. По дороге остановился во Владивостоке! Ну, конечно, корреспондент ошибся – все открытки изданы до героической обороны Порт-Артура. В них нет и намека на боевые действия», – отмечает автор статьи.
Обнаруженная салонная фотография, на фирменном бланке которой указано: «Фотография Ф.И. Подзорова. Харбин», подсказала автору статьи А.Е. Хильковскому другую версию. Быстро строящаяся Китайская Восточная железная дорога (КВЖД), бурно развивающийся Харбин были для россиян в конце XIX века мощным центром притяжения. Восточный Харбин был как «Дикий Запад» для американцев. Вот как об этом пишет историк Н.Е. Аблова: «Бурный рост Харбина отмечался современниками как явление феноменальное. Функционирование дороги и быстро растущее население города требовали не только рабочих и служащих, но и различных ремесленников и мастеровых, торговцев, промышленников, учителей, врачей, адвокатов, священников и т.д. Действительно, Харбин стал привлекать внимание дельцов самого разного толка, кинувшихся «делать деньги» на девственных просторах Маньчжурии. Со всех концов Российской империи сюда хлынули коммерсанты, подрядчики, биржевики, спекулянты, а также и простой люд – рабочие, ремесленники, лавочники, прислуга и т.п.
Архивные документы зафиксировали массовый приток на КВЖД населения из западных губерний России (особенно белорусских и украинских), представителей самых разных специальностей». Был, видимо, среди них и харьковский фотограф Федор Подзоров. И дела его пошли хорошо – очень скоро он приобрел собственный дом, о чем тут же сообщил своим клиентам. На его фотографических бланках появилась надпись: «Фотография Ф.И. Подзорова Харбин Собств. Дом». А если судить по издательской надписи на открытках, можно предположить наличие фотомастерской Подзорова и в Порт-Артуре.
Когда – точно неизвестно, возможно, с началом боевых действий, а, возможно, и несколько позднее (но не позднее 1909 г.), фотограф Ф.И. Подзоров перебирается во Владивосток, где на Светланской улице в доме 49 открывает новое фотографическое заведение, которое очень быстро завоевало большую популярность у горожан.
В 1909 г. фотограф получил за свои работы Гран-при и Большую золотую медаль на Международной выставке в Милане, а в 1910 г. – отмечен медалью выставки в Ростове-на-Дону. Неизвестно, чем угодил фотограф Подзоров наследнику таиландского престола, но на его фотографических бланках этого времени красуется надпись «Придворный фотограф Его Корлевского Величества наследного принца Сиамского». Неясно, почему он решил в 1910 г. продать свое фотографическое заведение за 2000 рублей, о чем дал соответствующее объявление в фотографическом журнале. Скорее всего продажа не состоялась, так как в справочниках за 1912 г. оно все еще фигурирует. Дальнейшая судьба фотографа Федора Ивановича Подзорова автору статьи А.Е. Хильковскому не известна вовсе…
Прочитав статью, я вспомнил о каталоге «Миг между прошлым и будущим» о фотографах г. Владивостока, выпущенном автором-составителем И.Н. Клименко. Каталог был подготовлен по материалам Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева и некоторые сведения о Ф.И. Подзорове я почерпнул из этого каталога, фотоателье которого не уступало по популярности другим фотоателье города.
Располагалось оно в центре Владивостока, по ул. Светланской, 49 (позднее – 51) в доме М.К. Федорова, а на паспарту своих работ Федор Иванович и во Владивостоке рекламировал себя как «Придворного фотографа», в некоторых случаях как «Придворного фотографа Его королевского высочества наследного принца Сиамского».
В фотоателье Подзорова заказывали свои автопортреты известные в городе люди: профессор Восточного института Н.В. Кюнер, первый журналист Владивостока Н.П. Матвеев (см. фото), владивостокский предприниматель В.А. Жариков, крупный лесопромышленник Дальнего Востока А.Г. Свидерский, семьи М.И. Янковского, М.Г. Шевелева, Н.В. Соллогуба, В.А. Панова и многие другие. В советское же время Ф.И. Подзоров прославился как специалист по изготовлению групповых фотографий. С его визиткой были изготовлены групповые портреты сотрудников «Дальрыбы» (вместе с известным путешественником В.К. Арсеньевым), курсантов первого набора техникума водных путей сообщения, преподавателей ГДУ, делегатов различных съездов, курсов, учащихся школ и многих других. Судя по тому, что первые снимки, изготовленные в этом фотоателье датируются, 1894 (?) годом, а последние – 1926, фотоателье Подзорова работало в городе более 30 лет. Кроме того, в коллекции музея есть три фотографии, изготовленные в фотоателье этого же мастера, но в Харбине (датированы 1904, 1907, 1908 гг.).
При изучении коллекции Ф.И. Подзорова удалось также установить его преемника. На паспарту фотографии, где изображен коллектив бюро ВЛКСМ ГДУ, есть чернильный оттиск штампа с надписью: «Фот. М.А. Тамм быв. Подзорова». Фотография датирована 1927 годом. А в здании по Светланской, 51 во время моей учебы в ДВПИ располагалось студенческое кафе, позднее – ресторан, а ныне – аптека.