В Москве на Крымском валу в Доме художников я оказался по случаю открытия выставки старой книги. Приглашение на нее пришло, как ни странно, во Владивосток на адрес университета и мое имя. На всякий случай я его прихватил с собой, отправляясь в очередную командировку, срок которой совпадал со сроком работы выставки. Остановился в ведомственной гостинице недалеко от станции метро Октябрьская, откуда до места проведения мероприятия было рукой подать. Выставка открывалась в воскресенье. В конце декабря в Москве примораживало. Прибыв к указанному в билете времени на выставку, я удивился толпе человек этак в двести, мерзнущих у закрытых дверей. Присоединился к ним и я – не возвращаться же обратно!
Наконец двери распахнулись, и толпа внесла меня в просторный холл, где, отстояв очередь в раздевалку, я подошел к лестнице, перегороженной стойками с лентой. Начались выступления организаторов выставки, причем говорили обо всем и ни о чем причастные и не причастные вип-персоны, среди которых была и женщина – вице-мэр Москвы.
Из толпы, отогревшейся и нетерпеливой, стали раздаваться крики: «Давай пропускай, хватит болтать!» Но устроители были непреклонны и дали договорить всем, кто выстроился по ту сторону «баррикады».
Наконец ленту перерезали и толпа повалила вверх по лестнице к заветным прилавкам. Я с интересом заглядывал во все огороженные стеклом и картонными щитами выгородки, пока не наткнулся на скромный прилавок, где среди прочих был выставлен альбом в незамысловатом переплете. Попросив посмотреть его и получив милостивое разрешение на это, я обнаружил, что относится он ко времени Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Подивившись невысокой цене альбома, я рассчитался не торгуясь, предвкушая, как буду рассматривать фотографии в гостинице.
Действительно, это были любительские снимки, потемневшие от времени, а кое-где и вовсе почти полностью выцветшие. Я насчитал 220 фотографий, наклеенных по 6-10 штук на каждой странице альбома, в основном с бытовыми сюжетами из бивуачной жизни офицеров в разных населенных пунктах Китая (городе Харбин, деревнях Чиндятун и Маймакай), а также переходами и походами… На одной из фотографий неизвестному фотографу удалось даже заснять момент тушения пожара.
В альбоме обнаружил и вложенные в середину альбома две неопределенного цвета фотографии, наклеенные на картонные паспарту. На них были изображены группы русских солдат и матросов в японском плену. На паспарту выдавлены буквы на японском и английском языках. Делал снимки профессиональный фотограф. Но, что особенно интересно, на одной из фотографий одетые в цивильную одежду пленные позировали в бескозырках, на ленточках которых легко читается «Орел» и «Буйный».
О судьбе броненосца «Орел», который сдался противнику во время Цусимского боя и под именем «Ивами» служил в японских ВМС, в том числе выполняя задачи стационера во Владивостоке во время интервенции в 1918-1922 гг., я уже рассказывал ранее в радиопередаче «Истории о плененных кораблях».
Миноносец «Буйный», израсходовав в ходе Цусимского боя запасы топлива, не смог следовать во Владивосток, и после снятия экипажа был потоплен артиллерийским огнем крейсера «Дмитрий Донской», который в свою очередь вскоре был затоплен экипажем после повреждений, полученных в ходе Цусимского сражения.
В заключение хочу заметить, что позднее в этих же залах, где я приобрел альбом, в 2006 г. состоялась Международная выставка интеллектуальной литературы «non-fiction», на которой за трехтомник «Владивосток на почтовых открытках» мне вручили диплом «За лучшую книгу».
Несколько разрозненных рисунков я приобрел в Санкт-Петербурге в одной из антикварных лавок, адреса которых мне любезно предоставила редактор журнала «Наука и технологии» Нина Яковлевна.
Дело в том, что я состою членом редколлегии этого журнала, редакция его находится в Москве, а в Санкт-Петербурге проживает родственник Нины Яковлевны, страстно увлекающийся коллекционированием. Так у меня оказался список адресов антикварных магазинов, по которым я и бродил в свободное время, воспользовавшись командировкой по случаю вручения нашему университету золотой медали «100 лучших вузов России».
В это же самое время Санкт-Петербург готовился к празднованию своего 300-летия, Невский проспект и другие центральные улицы прихорашивались. Свернув в любой переулочек или даже просто под арку старого дома, вы сразу оказывались в убогом дворе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вот в одном из таких двориков и ютилась антикварная лавка, в которой я разыскал, перерыв невообразимую гору бумажного хлама, рисунки Н. Самокиша, В. Мазуровского, Н. Кравченко, изданные в 1905 г., а в следующем, более презентабельном букинистическом магазине обнаружил огромный альбом, озаглавленный «Маньчжурия. Русско-японская война 1904-1905 гг.» и изданный в Санкт-Петербурге А.В. Мартыновым в 1909 г.
Внешний вид изрядно потрепанной и местами ободранной обложки, измочаленные тесемки-завязки не вызывали эстетического восторга, но рисунки, хранившиеся под этой много повидавшей почти за 100 лет «броней», оказались почти в идеальном состоянии. Представив, как мне придется тащить альбом по городу, затем в поезд до Москвы, а потом и в самолет до Владивостока (по размеру он не вмещался ни в какой мой багаж), я невольно вздохнул, но попросил продавца оформить покупку и завернуть альбом хотя бы в какую-то обертку.
В гостинице долго рассматривал содержимое альбома, а затем, уже за полночь, постарался упаковать его понадежнее. В аэропорту за «перегруз» мне пришлось заплатить изрядную сумму. Сейчас альбом выставлен в нашем музее, и посетители с удовольствием и неподдельным интересом рассматривают рисунки и фотографии с театра военных действий Русско-японской войны 1904-1905 гг. Выполнены они известными русскими художниками-баталистами и фотографами, среди которых не только художники: А. Мартынов, А.В. Маковский, В. Тихов, Н.С. Самокиш, В. Мазуровский, Г. Бакманов, Н.И. Кравченко, И. Владимиров, Н. Пирогов, В. Шнейдер но и фотографы: А. Гусев, А. Мартынов, А. Милованов, кап. Правиков, поруч. Кондрашов.
Кстати, некоторые из этих рисунков и фотографий были использованы при изготовлении почтовых открыток.