Мой прадед жил в начале 20-го века в Акмолинской губернии. Имел землю, крепкое хозяйство, растил сыновей. Когда началась «германская» война, дед и два его брата ушли на фронт. Все трое – на передовой, и все трое вернулись в 1918 году домой живыми.

Есть в нашей семье любопытные вещи. Так, мой дед, российский немец, рядовой 31-го Сибирского стрелкового полка, в 1916 году, находясь на передовой, после очередного возвращения из госпиталя после ранения отправил родителям открытку. На ней изображены германские солдаты, добивающие после боя русских раненых, а на обратной стороне строки:

«Не шакалов хищных стая
К мертвым тянутся полям –
То, страдальцев добивая,
Бродят немцы по ночам…»

В 1937 году нашего деда, колхозного тракториста Александра Гильгенберга, арестовали вместе с братом Владимиром. До 1956 года судьба их была неизвестна. И только после разоблачения сталинских репрессий в конце 50-х годов наша семья получила извещение из суда, что дед и его брат были арестованы по сфабрикованному следователем НКВД делу «о контрреволюционной деятельности по развалу колхозов» и что «в местах лишения свободы умерли от болезней в 1942 году. Посмертно реабилитированы».

Но лишь в 1991 году я смог узнать настоящую правду: они не были в лагерях, а тогда же, в 1937 году, после пыток, так и не признав вину и не подписав сфабрикованных следователем в отношении других односельчан обвинений, расстреляны в Омской тюрьме…

Мне потребовалось ещё 17 лет, прежде чем я смог узнать судьбу третьего из братьев, который исчез задолго до 1937 года. В прошлом году удалось найти в московских архивах послужной список офицера российской императорской армии Павла Гильгенберга. И уже в этом году получил наконец-то ответ из архивов ФСБ о его судьбе. Судьбе российского крестьянина, ставшего в трудные для державы годы офицером и выполнявшего данную Отечеству присягу до конца.

Из материалов Российского государственного военно-исторического архива:

«Гильгенберг Павел Карлович родился 18 марта 1891 года. В 1912 году получил звание агронома по окончании Самарского среднего сельхозучилища.

22 ноября 1914 г. вступил в службу по призыву ратников в 26-й Сибирский стрелковый запасный батальон.
22 сентября 1915 г. окончил Иркутскую школу прапорщиков.
19 ноября 1915 г. Прибыл в 8-й Финляндский стрелковый полк (Юго-Западный фронт) и назначен младшим офицером роты, затем батальонным адъютантом.
20 сентября 1916 г. приказом войскам XI армии за №714 за отличия в делах против неприятеля награжден орденом Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом (прик. №190).
2 ноября 1916 г. приказом войскам XI армии за отличия, оказанные в делах против неприятеля, награжден орденом Святой Анны 3 степени с мечами и бантом (приказ №199 «за передачу приказаний командира батальона командирам рот в бою 17-22 июня 1916 года под сильным огнем противника»).
15 июня 1917 г. приказом армии и флоту произведен в штабс-капитаны.
18 августа 1917 г. приказом XI армии №561 за боевые отличия награжден орденом Св. Станислава 2 степени с мечами.

Из архива ОГПУ:

1918, 9 октября. Мобилизован, назначен командиром роты в 56-й запасный полк в г. Петропавловск (Сибирская белая армия).
1919, весна. Командир роты, 56-й запасный полк (г. Тюмень).
1919, лето. Военно-административное управление 1-й Сибирской армии.
1919, осень. Офицер для поручений 1-й Сибирской армии.
1919, декабрь. Пленён вблизи г. Красноярска, направлен в Красноярск в военный городок для фильтрации.
1920, 15 марта. Особым отделом 5-й Красной армии направлен в г. Омск в распоряжение Сибревкома.
1920, март. Назначен зав. уездным сельхозотделом.
1933, 6 мая. Арестован представительством ОГПУ по Карагандинской области.
1933, 31 июля. Приговорен к 10 годам лишения свободы тройкой ОГПУ по Северо-Казахстанской области по ст. 58-7 (подрыв гос. промышленности, совершенной в контрреволюционных целях путем соответствующего использования гос. учреждений и предприятий)».

***

Дальнейшая судьба брата моего деда неизвестна и поныне. По ответу КГБ и прокуратуры из Казахстана, полученному мной в 1991 году, он «умер 5 февраля 1943 года в местах лишения свободы». Но, скорее всего, это была ложь, так как из ответа ЗАГСа населенного пункта, указанного как место смерти, следует, что в 1943 году записи о смерти Гильгенберга А.К. нет.

Наиболее вероятно, что он был расстрелян по внесудебному решению сразу же после ареста, как это произошло с его двумя братьями в 1937 году. Думаю, что усугбляло положение бывшего белого штабс-капитана Гильгенберга П.К. то, что вырос он в селе Корнеевка, учился в школе и дружил со свои ровесником Петром Исаевым. После школы оба учились в Самаре: один – в гимназии, второй – в сельскохозяйственном училище.

А потом была война, и с 1915 по 1918 год Павел Гильгенберг и Петр Исаев воевали против германских войск бок о бок в составе 8-го Финляндского полка. Но в гражданскую войну пути их разошлись. Петр Исаев стал тем самым чапаевским Петькой, который на самом деле был не ординарцем Василия Чапаева, а командиром полка в его 25-й дивизии Красной армии. А его сослуживец и земляк Павел Гильгенберг остался верен присяге и законному правительству России оказался в рядах Белой армии.

«Воевал против героя Гражданской войны и до сих пор жив?» – такая фраза могла быть брошена любым сотрудником ОГПУ в любой момент. В те времена это был приговор.

от Гильгенберг Владимир Александрович

Из некролога. С глубоким прискорбием сообщаем, что 21 октября навсегда покинул наш противоречивый мир один из самых активных оппозиционных приморских политиков конца ХХ и начала ХХI веков, журналист, писатель и большой души Человек Владимир Александрович Гильгенберг. За десять дней до этого ему исполнилось всего 63 года. Всю свою, увы, столь непродолжительную жизнь он стремился сделать наш с вами мир лучше, справедливее. И для этого делал все, что было в его силах (а иногда и сверх того!), и когда после окончания Дальневосточного высшего инженерного морского училища им. адмирала Г.И. Невельского трудился грузовым помощником капитана на судах Дальневосточного морского пароходства и старшим инженером информационно-вычислительного центра Владивостокского морского торгового порта, и когда служил на офицерских должностях в ГАИ УВД Владивостока, и когда не за страх, а на совесть исполнял свои депутатские обязанности в Приморском краевом Совете в 1990-1993 годах и Законодательном собрании Приморского края второго созыва, и когда стал первым заместителем Виктора Черепкова, всенародно избранного главы администрации Владивостока. Оптимист по жизни, он вселял оптимизм и в сердца окружающих его людей, помогая многим из них финансово и душевно пережить сложные периоды в их жизни. О себе же частенько забывал. В 1995 году усилиями В.А. Гильгенберга была возрождена газета «Далекая окраина», которая на протяжении двух десятков лет откровенно информировала жителей края о делах и помыслах власть предержащих Приморья в целом и Владивостока в частности. Ну, а лебединой песней Владимира Александровича стала его книга «Владивосток - 150! Город и люди (1860-2010)», ставшая, по сути, энциклопедией краевого центра. Изданная впервые в 2010 году, она несколько лет спустя была переиздана с небольшими дополнениями и изменениями и под новым названием - «Владивосток. Мост в будущее». Увы, безвременная смерть не позволила ему продолжить писательскую и политическую деятельность.

Добавить комментарий

Войти через соцсети