Есть такая область коллекционирования – филокартия, или попросту собирание почтовых открыток. Я увлекаюсь этим делом со школьного возраста, что позволило мне впоследствии издать более десятка книг с самой разнообразной тематикой, в том числе и о Владивостоке.
Владивосток – город особый. И не только потому, что приписанные В.И. Ленину слова: «Владивосток далеко, но это город-то нашенский» известны по всей России и даже за рубежом. Владивосток обладает особой архитектурой, расположен на берегу красивейшей бухты Золотой Рог, откуда дома амфитеатром поднимаются к вершинам сопок.
Основанный в 1860 г. как крепость, Владивосток имеет особую историю. Именно во Владивостоке в 1922 г. завершилась братоубийственная Гражданская война. И именно во Владивосток схлынула в этот период волна последней русской эмиграции.
Почтовые карточки с видами Владивостока пользуются огромным спросом среди коллекционеров. Мне удалось собрать неплохую коллекцию с видами Владивостока от 1898 года до наших дней. Все они вошли в 4-х томник «Владивосток на почтовых открытках», историко-архитектурный комментарий к которому написал профессор Ю.А. Лиханский.
Я хотел бы поведать читателям журнала о сатирических почтовых открытках и их создателях, которые были опубликованы во 2-м и 4-м томах вышеназванного издания.
Сатирические открытки М. Афа
В 1918 г. во Владивостоке была издана серия открыток с карикатурами на «типов, рожденных моментом»: безработного, буржуя, саботажника, спекулянта, трудового интеллигента (возможно, что «типов» было и больше, но известны только эти открытки). Все карикатуры подписаны – М. Афа. На обратной сторне открыток воспроизведен рисунок, изображающий китайскую лодчонку юли-юли под парусом и «юлящего» лодочника посередине бухты Золотой Рог, на фоне мыса Чуркина, Русского острова и, очевидно, военных кораблей. Имеется, кроме обязательного, «Открытое письмо. Post card» такжет надпись «Художеств. индустр. т-во. Владивосток» и подпись «1 серия типов рожденных моментом. 1918 г.»
М. Афа – это псевдоним Владивостокского художника Михаила Федоровича Афанасьева. К сожалению, мы очень мало знаем об этом замечательном художнике. Под псевдонимом Миша Афа (М. Афа) во владивостокских газетах, выходивших в 1918-1922 гг., часто появлялись карикатуры на злобу дня. В декабре 1919 г. карикатура Михаила Афанасьева «Иона во чреве сущий» получила первую премию на конкурсе карикатур, устроенном Литературно-художественным обществом Дальнего Востока. Соревновались одиннадцать художников. В составе жюри были С. Третьяков, Д. Бурлюк, В Засыпкин и Г. Мельников.
В упомянутое литературно-художественное общество Дальнего Востока М. Афанасьев входил и как действительный член, и как член правления (1920-1922).
Михаил Афанасьев проявил себя не только как карикатурист, он писал и сюжетные картины. Принимал участие в художественных выставках (нам известно о его участии в выставках 1919, 1922 гг. во Владивостоке). После одной из выставок в огне пожара погибли несколько его полотен.
Вот как об этом сообщала одна из владивостокских газет:
«Сгоревшие картины.
Во время недавнего пожара театра Долина в городском саду в фойе театра сгорели находившиеся там некоторые картины, которые все еще оставались при театре со времени выставки. В числе этих картин особенно следует отметить несколько нашумевшую картину «Отравленные газом» художника Афанасьева. Также сгорели большие картины «Похищение» Я. Комарова, «Поцелуй» Михаила Аветова, «Фавны» Афанасьева, «Плакат» Д. Бурлюка.
Карикатуры на интервентов
На восьми открытках, отпечатанных в 1920 г. во Владивостоке в типографии Иосифа Корста, изображены сюжеты с участием иностранных солдат: поджарый англичанин, поджарая собака и дама подстать; «классический» треугольник – два солдата из Чехословакии и местная дамочка; плачущая женщина в «интересном» положении с дитем и собравший вещички то ли немецкий солдат, то ли австро-венгерский; блондинку преследует солдат (весьма вероятно, что это автораж); индифферентный китайский патруль; японский офицер на лошади; пьяные американские матросы; последний сюжет – двое «важных» военных смотрят друг на друга – на них различная военная форма, один – скорее всего командующий белочехами генерал Гайда, а второй (в шлеме), возможно, французский генерал Жанен, осуществлявший в то время общее командование «союзными» силами (кроме японцев).
Все карикатуры подписаны – Hedl Karoly, 1920. Кто такой Хедл Кароли? Был составлен список художников, проявивших какую-либо активность во Владивостоке с 1917 по 1922 гг. В этом списке – 125 имен. Имени Хедл Кароли там нет. Даже непонятно, Хедл – это имя или фамилия. Может, это псевдоним? Если наша догадка об автошарже верна (уж очень симпатичен, при всей карикатурности, преследователь блондинки), то это чешский художник (в военной форме). Как проверить?
Исследователям, если такие найдутся, есть что искать! Коллекционерам тоже.
А вот какое письмо я получил недавно от Михаила Алшибая:
«…Документ, касающийся данного выпуска почтовых карточек, имеются в виду «Карикатуры на интервентов», я совершенно случайно обнаружил этим летом в г. Батуми. Среди немногочисленных батумских коллекционеров выделялась Любовь Максимовна Тер-Акопова. Ее коллекция батумской почты была одной из лучших, поскольку в период британской оккупации она работала в отделе заказных писем Батумской почтово-телеграфной конторы. В 20-е годы Л.М. Тер-Акопова вела активный обмен с коллекционерами в разных концах страны, меняя в основном марки Батума на другие интересующие ее коллекционные предметы. Одним из контрагентов Л.М. Тер-Акоповой был Владивостокский коллекционер Ганс-Фридрих Иванович Лангелитье. В архиве коллекционера К.А. Тер-Акопова, сына Л.М. Тер-Акоповой, проживающего в г. Батум, хранится письмо, посланное в 1927 г. из Владивостока в Батум. Привожу кратко его содержание:
«Владивосток, 9 июля 1927 г., Л.М. Тер-Акоповой, г. Батум, Тифлисская, д. 76. Благодарю Вас за Ваше письмо от 17 июня с.г., которое я получил вчера…» Далее в машинописном тексте послания идет фрагмент о приобретении и обмене марок Батума, который я здесь опускаю, поскольку он не имеет отношения к нашей теме. В конце письма – следующий текст:
«За пересылку открыток я Вам буду очень благодарен и прилагаю взамен несколько здешних «Воспоминаний об интервентах», которые, может быть, Вас заинтересуют, т.к. у Вас в Батуме были тоже интервенты и, может быть, Вам будет забавно видеть, как над ними подсмеивались здесь. Открытки работы бывшего здесь военнопленного венгерского художника Лидль-Кароли.»
К письму приложены те самые 8 открыток. Действительно, автограф художника, скорее, прочитывается как Лидль Кароли, а не Хедл Кароли. Таким образом, на основании свидетельства современника событий, владивостокского коллекционера Г.-Ф. И. Лангелитье можно утверждать, что автором шаржей был венгерский военнопленный – художник Лидль Кароли.
Михаил Алшибая».
«Звезда на Востоке»
«Звезда на Востоке» – такое название дал художник М. Черемных карикатуре, напечатанной в самом первом номере журнала «Крокодил» (и воспроизведенной на почтовой открытке через несколько десятилетий). Чтобы был понятен смысл карикатуры, следует напомнить, что к 25 октября 1922 г. Владивосток покинули белые войска и японские оккупанты, а 25 октября в город вошли войска Народно-революционной армии Дальневосточной республики во главе с Уборевичем. Через три недели (15 ноября) ВЦИК РСФСР удовлетворил просьбу Народного собрания ДВР о воссоединении ее с РСФСР и объявил всю территорию ДВР с городом Владивостоком нераздельной частью Советской России. Это событие – Владивосток воссоединился с Россией – художник обыграл образно – знамя Советской России (со звездой) развевается над Владивостоком, а восходящее «солнце светлого будущего» сильно расстроило империалистов (очевидно, это американский, английский и французский империалисты, вынужденные незадолго до этого отозвать свои войска из Владивостока).
Немного о художнике: Михаил Михайлович Черемных (1890-1962) – известный советский график, народный художник РСФСР (с 1952), действительный член АХ СССР (с 1958). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1911-1917) у К.А. Коровина и С.В. Малютина. Преподавал в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова (1949-1962; профессор с 1950). Создатель «Окон РОСТА», один из создателей «Окон ТАСС». Сотрудничал в газетах, журналах «Крокодил» (с 1922, с первого номера), «Безбожник у станка», «Смехач» и др.