С легкой руки конферансье, ведущих концерты в Пушкинском театре, появилась легенда о том, что на сцене Пушкинского театра танцевала Айседора Дункан, американская балерина, создавшая новый стиль в танце. Позже стали говорить о том, что в Пушкинском театре выступала не Айседора, а ее приемная дочь и ученица Ирма, которую тоже называли «босоножкой» за то, что она, как и Айседора, танцевала без обуви.
Некоторые «знатоки» утверждали, что вообще дальше Красноярска Айседора Дункан не заезжала, не объясняя, а что же она делала в этом самом Красноярске?
Шло время. Удалось установить, что во Владивостоке действительно выступала Ирма Дункан. Об этом свидетельствуют публикации в газете «Красное Знамя» за сентябрь 1926 года: «Только три гастроли знаменитой танцовщицы Ирмы Дункан при участии 15 студиек Московской государственной студии Айседоры Дункан.
В программе вечеров: Шуберт, Штраус, Бетховен, Брамс, Моцарт и другие.
Танцы революции: Ирландская революция, Французская революция. Иллюстрация в движении женщин русской революции».
После трагической гибели Айседоры Дункан, в 1927 г., Ирма возглавила Школу ее имени, но в 1929 г. выехала в Америку. Школа была преобразована в «Концертную студию Дункан», которую возглавила ученица великой танцовщицы М. Борисова. «Студия» просуществовала до 1949 г. и была расформирована в эпоху «борьбы с низкопоклонством перед Западом». Попытки возродить ее в начале 1960-х не увенчались успехом.
Известно, что Ирма открыла несколько балетных школ в Европе и Америке, но самой успешной была школа в России.
Совсем недавно нашлись следы пребывания во Владивостоке и выступления на сцене Пушкинского театра Айседоры Дункан. Газета «Далекая Окраина» за 29 октября 1909 г. сообщала: «2 ноября в зале Пушкинского театра состоится прощальная гастроль перед отъездом в Америку польского литератора-юмориста, артиста Варшавских Правительственных театров г. И. Якса-Хамец, при участии местных сил…
Гвоздем вечера является танец реформаторши танца босоногой Айседоры Дункан и демонстрация местного миниатюрного аэроплана «Победа».
Айседора Дункан, по другим данным Дезидора или Исидора Данкан (годы жизни 1877-1927 гг., урожденная Дора Анджела Дункан) – американская танцовщица, основоположница «свободного» танца (предтечи танца модерн). В начале ХХ века этот танец считался танцем будущего. Она использовала древнегреческую пластику, хитон вместо балетного костюма, танцевала без обуви. Дункан несколько раз навещала Россию в начале ХХ века, а в 1921-1924 гг. уже жила в России как жена Сергея Есенина. Организовала студию в Москве, просуществовавшую до 1949 года. Приняла российское гражданство, в 1924 г. вернулась в Америку, оставив школу на попечение своей приемной дочери Ирмы Дункан.
Воспитанницы Дункан выступали под мелодии революционных песен и пользовались большим успехом у тогдашнего советского зрителя.
Женщина трагической судьбы: в 1913 г. двое ее детей утонули вместе с няней, сама Дункан погибла в Ницце, задушенная собственным шарфом, намотавшимся на колесо кабриолета – открытого автомобиля, в котором она ехала. Ее последними словами были: «Прощайте, друзья! Я иду к славе». Она танцевала так, как придумала сама – босой, без лифа и трико.
Не заключая официальных браков, Дункан воспитывала и своих, и удочеренных ею детей. В России были изданы две ее книги «Танец будущего» в 1907 г. и «Моя жизнь» в 1930 г.