Голодомор 1932-1933 гг. в Украине стал одной из самых черных страниц в истории украинского народа. В течение долгих десятилетий украинцам запрещалось даже говорить о величайшей национальной трагедии, поскольку это расценивалось как антисоветская пропаганда.

Первый массовый голод, который начался сразу же после гражданской войны и подавления украинской революции, охватил значительную часть территории Украины: Запорожскую, Донецкую, Екатеринославскую, Николаевскую, Одесскую губернии. Причины его отчасти имели объективный характер: засуха 1921 года, экономические последствия первой мировой и гражданской войн. Но важнее были сокращения посевных площадей и крах селькохозяйственной практики тогдашнего режима вследствие политики «военного коммунизма», директивное перераспределение продовольственных ресурсов в пользу промышленных центров.

В последующие годы ускоренная принудительная коллективизация, уничтожение «вражеских элементов», «кулачества» как класса и т.п. были использованы как формальный предлог для карательных акций.

Голод 1932-1933 гг. охватил те же районы Украины, к которым добавились Киевская, Черниговская, Полтавская, Харьковская области, но причины его были прежде всего политическими. Голодомор 1932-1933 гг. был не случайным явлением природного или социального происхождения, а следствием тщательно спланированного и примененного тоталитарной властью террора голодом, то есть геноцидом, направленным на уничтожение украинской нации, основу которой составляло тогда крестьянство.

Массовое физическое истребление украинских хлеборобов искусственным голодом было сознательным террористическим актом сталинской политической системы против мирных тружеников. Вследствие этого исчез не только многочисленный слой зажиточных и независимых от государства крестьян-предпринимателей, но и целые поколения земледельческого населения. Были деформированы социальные основы нации, ее традиции, духовная культура и самобытность. Главной целью организации искусственного голода был подрыв социальной базы сопротивления украинцев коммунистической власти и обеспечение тотального контроля со стороны государства за всеми слоями населения.

Содержание опубликованных на эту тему в 1932-1933 гг. около 30 постановлений ЦК ВКП(б), Совнаркомов СССР и УССР, ЦК КП(б)У не просто свидетельствует, а вопиет о фактах сознательного создания таких условий для сельского населения, которые повлекли его прямое физическое истребление. По распоряжению властей устанавливались астрономические планы хлебозаготовок, запрещалась любая торговля в сельской местности, прекращалось продовольственное снабжение сел, преследовалось и наказывалось расстрелом или десятилетним заключением любое использование хлеба для оплаты труда, устанавливалась система натуральных штрафов, товарных репрессий. В районы, не выполняющие планы хлебозаготовок, посылались войска, а сами они заносились в черные списки.

К концу 1932 г. целые села и регионы были превращены в систему изолированных голодных гетто. Все это время СССР продолжал экспортировать зерно на Запад и даже производить из него алкоголь. В начале 1933 г. советское руководство решило радикально усилить блокаду украинских сел. В итоге вся территория Украины была окружена войсками, целая страна превратилась в огромный лагерь смерти.

Прекрасно зная катастрофическое положение украинского крестьянства, 1 января 1933 г. Сталин все-таки направил в Украину телеграмму с требованием сдавать хлеб: «К колхозникам, колхозам и единоличникам, которые упорно продолжают укрывать разворованный и скрытый от учета хлеб, будут применяться строжайшие меры наказания, предусмотренные постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г.» (известным в народе как «закон о пяти колосках»).

Голодомор в Украине продолжался с апреля 1932 по ноябрь 1933 года, то есть 17 месяцев или около 500 дней, а его пик пришелся на весну 1933 года. Тогда от голода ежеминутно умирало 17 человек, а в сутки почти 25 000 человек…

По минимальным оценкам, потери вследствие полного физического истощения, тифа, кишечно-желудочных отравлений, массового канибализма, трупоедства, репрессий, самоубийств на почве психических расстройств и социального колапса составили в Украине более 8 млн. 75 тыс. человек или четверть ее населения. К середине 1933 года опустели 11 тысяч украинских сел.

Больше всего пострадали от голода нынешние Полтавская, Сумская, Харьковская, Черкасская, Киевская и Житомирская области. На них пришлось 52,8% погибших, а смертность превысила средний уровень в 8-9 и более раз. В нынешних Винницкой, Одесской, Днепропетровской областях смертность была превышена в 5-6 раз, на Донбассе – в 3-4 раза. В таких же масштабах голод наблюдался в тех районах Кубани, Северного Кавказа, Поволжья, где жили украинцы.

Голод как следствие антинародной политики советского режима, масштабного экспорта зерна для обеспечения форсированных темпов индустриализации, резкого ухудшения условий жизни людей наблюдался в большинстве зерновых районов СССР.

Но только в Украине вследствие конфискаций продовольствия и невозможности спастись из-за блокирования границ он превратился в голодомор. Голодное лихолетье, охватившее административные районы с населением свыше 40 млн. человек и длившееся более полутора лет, было явлением не стихийным, а вполне рукотворным.

Продолжение следует

от Данильченко Александр Петрович

генеральный консул Украины во Владивостоке, кандидат исторических наук

Добавить комментарий

Войти через соцсети