Имя «Владивосток» впервые появилось на борту грузопассажирского парохода с парусным вооружением, когда в 1880 году общество Добровольный флот, или коротко «Доброфлот», закупило его в Англии для доставки грузов на Дальний Восток. Пароход был двухмачтовым, трехпалубным, имел небольшую машину «Компаунд» мощностью 700 л.с. и небольшую осадку, что делало его незаменимым в каботажных плаваниях вдоль побережья Дальнего Востока, особенно в мелководном устье Амурского лимана. Ему был присвоен 1 класс «Регистра Ллойда».
В середине 1880 года пароход прибыл во Владивосток – порт своей приписки. Более тринадцати лет «Владивосток» работал на каботажных линиях, изредка совершая трансатлантические рейсы в Одессу. Благодаря его плаваниям оживилась приморская торговля, улучшилась связь отдаленных районов Дальнего Востока с центром России.
В июне 1893 года во время перехода с очередной партией переселенцев из Владивостока в Николаевск-на-Амуре в густом тумане «Владивосток» налетел на камни. Умелые действия командира и экипажа помогли спасти всех до одного пассажиров – более 700 человек, но пароход был полностью разрушен.
В дальнейшем имя «Владивосток» носили корабли Тихоокеанского военно-морского флота, китобойная база, ледокол, контейнеровоз и пассажирские суда.
В 1953 году в Северодвинске был заложен и зачислен в списки кораблей ВМФ легкий крейсер «Владивосток». Для его постройки использовались конструкции недостроенного крейсера «Дмитрий Донской». Через три года строительство было прекращено, а в 1959 г. «Владивосток» исключен из списков кораблей ВМФ и сдан для разделки на металл.
Два года (с 1962 по 1964 гг.) имя «Владивосток» носил эскадренный миноносец, заложенный на ленинградской верфи и первоначально названный «Стерегущим». В 1964 году корабль снова переименовали, и он под названием «Адмирал Фокин» служил на Тихоокеанском флоте.
В том же году имя «Владивосток» получил большой противолодочный корабль, построенный в Ленинграде. Сначала он вошел в состав Балтийского, затем Северного флотов, а через 6 лет после перехода вокруг Африки из Североморска во Владивосток был включен в состав Тихоокеанского флота. В свое время мне довелось участвовать в работе по оборудованию на корабле вертолетной площадки и устройству топливной цистерны, которая изнутри окрашивалась красками специального состава и по специальной технологии. Работать приходилось в противогазах и проверять каждый квадратный сантиметр поверхности. От качества покраски в прямом смысле зависела жизнь экипажа вертолета, ведь не дай бог попасть в топливную систему хотя бы соринке.
БПК «Владивосток» совершил дальние походы в Сомали, Судан, Маврикий, Индию, завоевал приз Главкома ВМФ по ракетной подготовке. В 1995 году БПК «Владивосток» был продан английской посреднической фирме для перепродажи в Австралию на металл.
В 1969 году вступил в строй ледокол «Владивосток», постройкой которого завершилась серия однотипных ледоколов «Москва», «Ленинград», «Киев», «Мурманск». Строились они в Финляндии (Хельсинки) и были самыми мощными для того времени дизель-электроходами. Они хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в Арктике и в неарктических замерзающих морях Дальнего Востока.
В мае 1971 г. впервые в истории освоения Арктики атомоход «Ленин» провел из Мурманска на Дальний Восток ледокол «Владивосток», совершив высокоширотный рейс, севернее всех островов Евразии, в 1985 г. ледокол «Владивосток» и сам принял участие в освобождении из ледового плена Антарктики ледокола «Михаил Сомов».
Интересно, что этот ледокол был назван в честь Михаила Михайловича Сомова, закончившего 2 курса кораблестроительного факультета Дальневосточного политехнического института во Владивостоке. Известный полярный исследователь Михаил Сомов, доктор наук, профессор, был удостоен звания Героя Советского Союза за освоение Северного полюса.
В Доме музеев ДВГТУ экспонируются материалы об этом выдающемся ученом, среди которых есть почтовый конверт с изображением момента оказания помощи ледоколу «Михаил Сомов» ледоколом «Владивосток».
Плавание ледокола «Владивосток» в высоких широтах южного полушария явилось выдающимся событием в истории освоения Антарктики. Впервые ледокол такого типа совершил переход по просторам Мирового океана, пересек «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые», пройдя через все климатические зоны Земли – от полярных районов, где температура воздуха понижалась до – 40 градусов, до экваториальной зоны с температурой воздуха, достигавшей + 36 градусов по Цельсию.
В 60-е годы имя «Владивосток» носила китобойная флотилия. Но уже через несколько лет после прибытия флотилии во Владивосток сырьевые ресурсы пришли к оскудению, Курильские китокомбинаты прекращают свою работу, а интенсивный промысел китов перемещается в восточные районы – заливы Бристоль и Аляска, восточные Алеутские острова.
Старожилы Приморского края помнят, как в то время на прилавках магазинов выставлялось в изобилии китовое мясо. Средства массовой информации пропагандировали его полезность и незаменимость для человеческого организма, а домохозяйки наловчились с помощью различных добавок изготавливать вполне съедобные котлеты.
Кроме китобойной флотилии «Владивосток» в нашем порту бывали «Советская Россия», «Дальний Восток».
Мне доводилось в конце 50-х-начале 60-х участвовать в доковом ремонте этих судов, и я всегда удивлялся огромным размерам китобаз и мини-размерами суденышек-китобойцев с гарпунными пушками на баке.
В Доме музеев ДВГТУ экспонируются выполненные в соответствующем масштабе большая модель однотипной с «Владивостоком» китобазы «Советская Россия» и крохотная модель китобойца. В модель китобойца вмонтирована музыкальная шкатулка и некоторым посетителям музея доверяется завести ее механизм и прослушать чистую незамысловатую мелодию.
В конце 60-х-начале 70-х годов в мире рождается новый метод морских перевозок – контейнеризация. Появляется транссибирская контейнерная линия, обеспечивающая передвижение контейнеров международного класса морем и по железнодорожным магистралям.
Уже к середине 70-х в Дальневосточное морское пароходство приходят построенные на отечественных верфях суда нового класса – контейнеровозы – и среди них «Пионер Владивостока». А в 1993 г. в Польше был построен контейнеровоз «Владивосток», который и в наше время трудится на просторах мирового океана.
В заключение хочу рассказать о пассажирском лайнере, носившем имя «Владивосток» и сыгравшем определенную роль в моем становлении как специалиста-корабела.
Дело в том, что программой обучения на кораблестроительном факультете предусматривалась морская практика, которую мы должны были проходить в должности матросов. Сдав соответствующие экзамены и получив удостоверение матроса 2 класса, я прошел через горнило медицинской комиссии, отдела кадров Дальневосточного морского пароходства и был направлен на пассажирский теплоход «Владивосток».
О том, как я «оморячивался», постигая азы нелегкой матросской службы, рассказ отдельный. Интересно другое. Расспрашивая знакомых капитанов дальнего плавания об этом теплоходе, я с удивлением узнал, что они не помнят, чтобы в составе пароходства был пассажирский теплоход с таким названием. Я «пролопатил» все доступные мне справочники, залез в Интернет, ничего не нашел и в общем-то начал сомневаться: может действительно «что-то с памятью моей стало?» Недавно мне позвонил один из знакомых капитанов-пенсионеров Юрий Александрович и, извинившись, сообщил, что действительно, такой теплоход был и он как-то связан с теплоходом по имени «Приамурье». По его совету я обратился к Алексею Александровичу Михайлову, ходившему первым помощником капитана дальнего плавания на судах Дальневосточного пароходства, страстному коллекционеру фотографий судов и человеку с поистине энциклопедическими знаниями. После получасовой беседы все стало на свои места. Пассажирский теплоход «Владивосток» был построен в год 100-летия города. В конце 60-х в связи с вступлением в строй ледокола «Владивосток» «пассажир» был переименован в «Приамурье», а через некоторое время после пожара списан на металлолом.
Пассажирские суда этого типа («Байкал», «Хабаровск», «Туркмения», «Владивосток») ходили на Приморской линии, обслуживали зарубежные порты и выполняли туристические рейсы «Из зимы в лето». За довольно приличную для того времени скорость хода их называли «рысаками».
В 1964 г. во время проведения олимпийских игр в Токио они не только доставляли туристов, но и стояли у причалов в качестве плавучих гостиниц от начала до окончания игр.