Минут пятнадцать он втолковывал мне, какой это необыкновенный человек – Дайсаку Икеда. Я понял, что это выдающийся буддийский лидер, уделяющий особое внимание вопросам образования и воспитания молодёжи. Дайки передал мне в качестве подарка несколько книг, в том числе изданную в Московском государственном университете им. М. Ломоносова книгу под названием «На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании». Диалоги вели ректор МГУ Виктор Садовничий и создатель и руководитель образовательной системы СОКА Дайсаку Икеда.
Урывками, когда позволяло время, я читал её, постигая нелёгкую науку общечеловеческих ценностей.
Дайки Иноуэ заходил ко мне ещё несколько раз и ненавязчиво рассказывал о том, что за заслуги перед образованием многие университеты, в том числе и российские, посчитали честью присвоить Дайсаку Икеде звания почётных докторов или профессоров.
Наш Учёный совет откликнулся на это предложение и единогласно проголосовал за присуждение звания почётного профессора Дальневосточного государственного технического университета философу, учёному, писателю и поэту Дайсаку Икеда.
А позднее, на заседании правления Профессорского клуба, я рассказал об этом выдающемся общественном деятеле современности своим коллегам.
Мы решили принять его в члены Профессорского клуба и опубликовать в ближайшем номере своих «Трудов» одну из работ Дайсаку Икеда.
Тот же самый Иноуэ представил статью Дайсаку Икеда «Мы все кузнецы счастья» (о встрече с лауреатом Нобелевской премии писателем Михаилом Шолоховым)», которая и была опубликована в очередном номере «Трудов Профессорского клуба».
Бывая в командировках в Китае, Корее, Японии, Индии, Монголии, я неоднократно посещал буддийские храмы, монастыри, пагоды. Однажды мне удалось побывать даже в знаменитом китайском монастыре Шао-Линь. Но постичь суть этой религии, быстро разобраться во всех многочисленных школах и направлениях буддизма, раздираемых к тому же противоречиями на протяжении многих веков, я так и не смог, как и не сумел заглянуть в этот многокрасочный, таинственный и загадочный мир буддизма сквозь плотный занавес философских понятий и специальных терминов.
Для этого, видимо, необходимо иметь и соответствующее образование и, самое главное, призвание и понимание, то есть особый дар исследователя с философским складом ума, и, конечно, верой в учение Будды.
Признаюсь, что я с трудом прочитал книгу Дайсаку Икеда «Сокровенный закон жизни и смерти. Беседы о «Сутре Лотоса». Но, что интересно, главную мысль я уловил в самом начале книги, в «Обращении Д. Икеда к русскому читателю». На вопрос: «В чём Вы видите особенность «Сутры Лотоса?» – известный русский учёный-буддолог Маргарита Воробьёва-Десятовская ответила: «До неё буддизм звучал скорее пессимистично: у человека есть карма, и он ею связан. Однако «Сутра Лотоса» обращается к людям с призывом верить в свои силы: карму можно, нужно и возможно менять, ибо человек должен сам строить свою судьбу. Такое признание Шакьямуни – исторического основателя буддизма – сделало людей свободными». Прочитав эти строки, я сразу же вспомнил известную русскую поговорку: «На бога надейся, а сам не плошай».
Приглашение принять участие в церемонии вручения звания почётного профессора нашего университета Дайсаку Икеда пришло совсем неожиданно и по времени почти совпало с приглашением префектуры Тоттори для участия в Собрании профессоров университетов стран северо-востока Азиатско-Тихоокеанского региона.
Правда, пришлось просить помощи у генерального консула Японии во Владивостоке для переоформления визовых документов.
Приглашение от Дайсаку Икеда мне передала россиянка Инесса, жена Дайки Иноуэ. Я с удивлением узнал, что у них уже двое детей. А позднее я ещё больше удивился, когда узнал, что Инесса и наш представитель в Тоттори, Олеся, учились в одной группе в университете и были подругами.
Инесса сопровождала меня до Токио. Тёплая встреча ожидала нас уже в Ниигате. Я едва успел выкатить тележку с багажом за таможенный барьер, как нас окружила группа женщин с флажками в руках. Встречал нас и генеральный консул России в Ниигате Василий Кулаков. Времени до отъезда в Токио на скоростном поезде Синкасен оставалось совсем мало, но нас всё-таки успели покормить в традиционном японском ресторанчике.
С генеральным консулом мы успели переброситься, к сожалению, буквально парой фраз.
На следующий день состоялся приём в университете Сока, встреча с Дайсаку Икеда и церемония вручения почётного звания.
Дайсаку Икеда родился в 1928 году в Токио, в семье торговца водорослями.
В послевоенное время закончил институт Фудзи, в 1947 г. принял учение буддизма, в 1952 году женился, воспитал трёх сыновей. В 1960 году стал третьим президентом японского светского буддийского общества «Сока Гаккай», в 1975 году основал международную буддийскую ассоциацию «Сока Гаккай Интернешнл», удостоен многочисленных международных наград, почётный профессор и доктор более двухсот университетов мира. Во всяком случае, звание почётного профессора ДВГТУ было 218 по счёту. И вот с такой легендарной личностью мне посчастливилось встретиться.
Почти часовая встреча пролетела, как одно мгновение. В памяти осталось ощущение причастности к чему-то большому, важному и необходимому. Во время беседы присутствовала жена Д. Икеда, госпожа Канеко, профессоры университета Сока и журналисты.
Затем мы перешли в актовый зал и Церемония началась с исполнения гимна России. В такие торжественные моменты я всегда вспоминаю, что чувствуют спортсмены, достигшие олимпийских высот. Ведь гимн исполнялся конкретно в честь ДВГТУ.
В общем, по мнению присутствующих, а их собрался полный зал, мероприятие прошло довольно успешно.
А наутро, как любят иногда шутить журналисты, «я проснулся знаменитым». В холле гостиницы меня ждал господин Это, вице-президент ассоциации, ответственный за моё пребывание в Японии. В руках он держал газету с большой цветной фотографией, на которой был запечатлён Дайсаку Икеда и я в момент вручения атрибутов почётного звания. Между прочим, газета выходила пятимиллионным тиражом.
Потом я встречался со студентами и школьниками, посетил музей Макигучи, первого ректора университета Сока, осуждённого за антивоенную пропаганду и умершего в 1944 году в одиночной камере тюрьмы.
Не переставал я удивляться и встречам Дайсаку Икеда со знаменитыми людьми из разных стран мира, моменты которых были увековечены на стендах, картинах, фотографиях. Алексей Косыгин и Михаил Горбачёв, Маргарет Тетчер и Фидель Кастро, нобелевские лауреаты, учёные, ректоры самых известных университетов мира.
Я много раз слышал, как сопровождавшие меня японцы называли Д. Икеда не иначе, как «наш основатель». И я вспомнил ещё раз слова, сказанные профессором М.И. Воробьёвой-Десятовской: «Как учёный, Дайсаку Икеда распространяет знания: он не только призывает молодёжь учиться, но и всячески помогает ей, организуя школы, колледжи, университеты.
Как художник, Дайсаку Икеда учит всех нас видеть прекрасное. Его фотографии- картины изображают природу в разных уголках земли: завораживающие пейзажи, восходы, закаты, цветы – яркие и в то же время такие хрупкие рождают в наших душах лучшие чувства, успокоение, умиротворение. Возникает стремление защитить эту красоту. Как поэт и композитор, Дайсаку Икеда помогает гармоничному развитию личности.
Все свои способности этот необыкновенный человек отдаёт людям».
За день перед вылетом в Тоттори я познакомился с прекрасным концертным комплексом «Мин-Он», тоже входящим в ассоциацию «Сока Гаккай Интернешнл», прослушал игру на клавесине, пианоле, пианино, некоторым из которых исполнилось несколько сотен лет. А в библиотеке, вмещающей десятки тысяч единиц хранения, попросил найти хотя бы одну пластинку с записями Фёдора Шаляпина. И Вы знаете, нашли!
Вечером была организована прогулка по Токийскому заливу на теплоходе с символическим названием «Симфония». Перед самой посадкой опять стал накрапывать дождь. И вдруг все пассажиры, направляющиеся к трапу, замерли: над заливом раскинулась шикарная радуга. Через несколько мгновений она стала двойной. Причудливая игра света спроектировала на полнеба удивительно насыщенные густые краски всех семи цветов. Такую радугу я видел впервые в жизни.