Мы продолжаем публиковать фрагменты из великолепного двухчасового интервью от 19 июня 2020 г. известного российского историка Марка Солонина журналисту Владу Кульминскому. Бесспорно, эту программу нужно показывать в школах на уроках истории в России. Солонин энтузиаст и выдающийся специалист по началу Второй мировой войны. Все, что мы можем, это слушать, открыв рот. Правда чудовищна. Ложь как главная опора советской власти.
Продолжение.
Начало в «КД» №243, июль 2020
– Каково было реальное соотношение сил в июне 1941 года?
– В Красной армии на момент начала войны было примерно 5 миллионов человек. 23 июня объявляется всеобщая мобилизация, давшая еще 5 миллионов человек. Всего до конца 41 года всего с учетом этих 5 миллионов мобилизуется 11 млн человек. В совокупности имеем 16-17 миллионов человек. Немцы имели на начало вторжения 3 млн и в течение всего 1941 года в виде маршевого пополнения еще получили порядка 1 млн. По соотношению людского ресурса Советский Союз имел многократное превосходство.
Что же касается техники, танков тех же, то там вообще все просто и понятно: у немцев было примерно 3200 того, что хоть как-то можно назвать словом «танк», Красная армия имела порядка 12000 танков только в западных округах (5600 новых танков было произведено и поступило во второй половине 1941 г.). Конечно же, Красная армия летом 1941 года имела многократное преимущество в любых возможных изменениях. В дальнейшем, в 1942-м, оно, конечно же, провалилось, скажем так, до уровня почти что один к одному, и далее в 1943-44 пошло лавинообразное нарастание вот этой диспропорции. Немецкие войска тают, немецкая экономика рассыпается под ударами авиации союзников, экономика Советского Союза нарастает (к концу войны было соотношение, измеряемое двузначными числами).
– Если было такое многократное превосходство в технике и живой силе, почему произошел этот страшный разгром летом 1941 года?
– По той же самой причине, по которой горсть людей армии Александра Македонского, который за 1000 километров от своего дома куда-то там прискакал и разгромил гигантскую армию персидского царя Дария. По той же самой причине все это повторялось и повторялось в истории много и много раз. Воюют не танки и пушки, воюют люди (или не воюют). А для того, чтобы огромная мобилизационная армия воевала, должны быть очень и очень непростые предпосылки. Это же не рыцари, которые с трехлетнего возраста мальчику объясняли, что ты должен погибнуть на поле боя, иначе это позор – в нашем роду никто не умирал в своей постели. Это не викинги, это не рыцарская дворянская армия. Это многомиллионная мобилизационная армия, и вопрос мотивации здесь решающий и главный. Везде сложно создать мотивацию, которая заставила бы человека (который работал бухгалтером, водителем, токарем) почему-то взять и внезапно умереть, оставив сиротами своих детей. Должна быть очень сильная мотивация. Понятно, что все, что выделывал сталинский режим со своим населением – раскулачивание, коллективизация, голодомор*, – отнюдь не создавало мотивации отдавать жизнь за такую страну и такой режим, скорее наоборот, создавалась гигантская антимотивация. Почему и произошло то, что произошло. То есть сотни тысяч номинально советских людей записались в полицаи, в добровольцы Вермахта (те самые Хиви), создавали русские освободительные армии и т.д. Масштаб этого сотрудничества официально зафиксирован еще в 1993 г. (статистический сборник «Гриф секретности снят» Г.Ф. Кривошеев) – 500000 советских граждан с оружием в руках воевали на той стороне. Полмиллиона! Еще раз, это официальные данные советских военных историков. Сейчас называются большие цифры, но я привожу именно эту как минимальную и уже абсолютно не мою.
– Сколько населения Советского Союза оказалось под контролем Гитлера в 1941 году?
– Это вещь известная, но она неизвестная. Есть госплановская статистика. В общем на той территории, которая хотя бы один день была под немецкой оккупацией, проживало 82 млн человек. Но это же не происходило одномоментно, имела место эвакуация (как организованная, так и неорганизованная), люди просто бежали. Считается, что порядка 60 миллионов советских граждан были под немецкой оккупацией (включая и таких советских граждан, как жители Эстонии, Литвы, Латвии, Бессарабии и Восточной Польши, которые едва ли считали себя советскими людьми).
– Какое количество людей оказалась в плену?
– В 1941 году 3,8 млн, что больше, чем совокупная численность действующей армии на начало войны.
А что происходило с пленными? Потом был 1942 год – порядка 1,5 млн пленных. А дальше эта цифра начала убывать. И тем не менее в целом за всю войну 6,2 млн советских военнослужащих была в плену, прежде всего, конечно, немецком, а также немножко в финском и румынском.
Что же с ними произошло? Пленных 41-го года ждала страшная участь. По самой минимальной оценке 2 млн не пережили зиму 1942 года. Да, разумеется, это преступление, тут нечего сомневаться и искать оправданий. Но правда и в том, что немцы не ожидали, что в ходе войны им придется решать проблему содержания, охраны, конвоирования и кормления такой массы пленных. Конечно, они предполагали получить такое количество пленных (исходя из численности Красной армии), но получить их вместе с капитуляцией. Война закончилась, Советский Союз капитулировал, у нас 3 млн пленных. Кого надо, мы оставляем, остальных разгоняем по домам, зачем их держать, пусть идут и работают на заводе на пользу Германии.
А произошло то, чего немцы совершенно не ожидали: война продолжается, а это значит, что возвращать пленных нельзя (то есть подарить противнику контингент из 3,8 млн мужчин) и их надо кормить.
Еще раз: неважно, что они ожидали или не ожидали. Есть принятые нормы, они защищены в международном праве бесчисленным количеством договоров, конвенций и т.д. Захватил в плен – будь добр, корми. То, что они заморили голодом и дизентерией 2 млн человек, – это военное преступление, именно так это было оценено Нюренбергским трибуналом и в этом нет ни малейшего сомнения. Но, кроме всего прочего, они просто с этим не справлялись. Дальше советские военнопленные 1942-44 гг. по большей части остались живы и дожили до конца войны. Да, смертность в плену большая всегда и везде. В упомянутой мною книге Кривошеева находим, что 440000 немецких военнопленных погибло в советских лагерях.
– То есть по вине нацистов в 1941 г. погибло 2 млн советскийх военнопленных.
– Да, причем это минимальная оценка, которую вы можете найти.
Продолжение следует
* Из заявления Госдумы РФ «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР» от 2 апреля 2008 года: «В результате голода, вызванного насильственной коллективизацией, пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстана, Украины, Белоруссии. От голода и болезней, связанных с недоеданием, в 1932-1933 годах там погибло около 7 млн человек».